ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР "АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГОРШКОВ" ПРОЕКТА 11434
(ДО 4.10.1990 Г. "БАКУ")
В 1975-1982 годах было построено три первых отечественных авианосца "Киев", "Минск" и "Новороссийск" по проектам 1143 и 11433. Они мало отличались друг от друга. Во время выполнения этой программы в конце 1970-х гг. было решено строить четвертый авианесущий крейсер с усиленным вооружением по проекту 1143А (в последствие он получил проектный №11434). Первоначально на корабле даже прорабатывались крылатые ракеты «Гранит» нового поколения и ЗРК С-300Ф коллективной обороны, другие образцы перспективного вооружения.
Технический проект 11434 тяжелого авианесущего крейсера разработан Невским ПКБ (главный конструктор корабля и начальник бюро В.Ф.Аникиев) в 1-ом квартале 1978 года. Изначально он должен был нести 36 летательных аппаратов, в том числе 12 сверхзвуковых истребителей вертикального взлета и посадки Як-41 (впоследствии он переименовывался в Як-41М и Як-141), 12 легких штурмовиков вертикального взлета и посадки Як-38, восемь вертолетов Ка-252ПЛ (после принятия на вооружение получил обозначение Ка-27) и четыре вертолета Ка-252РЛД (сегодня – Ка-31). В целях обеспечения группового взлета 12 истребителей типа Як-41М за время не более восьми минут предусматривалось оборудовать три взлетно-посадочных площадки с газоотводящими устройствами. Так как к моменту ввода в строй корабля истребители Як-41М не были приняты на вооружение, он нес только штурмовики Як-38М. Летно-конструкторские испытания Як-41М провели на крейсере лишь осенью 1991 года.
По конструкции корпуса практически он близок к ранее построенными кораблями проектов 1143 и 11433. При сохранении главных размерений предшественников на новом корабле внедрена конструктивная бронированная защита ангара и погребов боезапаса (ее общая масса составляет примерно 1700 т.), изменены обводы кормовой оконечности корпуса с целью исключить гидравлические удары на попутном волнении в штормовых условиях. Кроме того, для повышения безопасности взлетно-посадочных операций изменили форму надстройки и конструктивное оформление кромок верхней палубы для уменьшения на них вихреобразований, а за счет сокращения размеров надстройки на полетной палубе дополнительно оборудовали три технические позиции для ускорения предполетной подготовки самолетов и вертолетов. Размеры полетной палубы 233 х 31 м. Площадь полетной палубы 14 700 кв. м.
Во время строительства ТАКР проекта 11434 получил наименование «Баку», в дальнейшем он был переименован в «Адмирала Флота Советского Союза Горшкова». Тяжелый авианесущий крейсер был предназначен для придания боевой устойчивости ракетным подводным лодкам стратегического назначения, группировкам надводных кораблей и морской ракетоносной авиации в районах боевых действий, способен бороться с воздушным и подводным противником.
После корректировки технического проекта 11434 планировалось на корабле иметь авиагруппу в составе: 14 истребителей Як-41М, 8 штурмовиков Як-38, 10 противолодочных вертолетов Ка-27, 2 поисково-спасательных вертолета Ка-27ПС и 4 вертолета РЛД Ка-252РЛД (Ка-31). Реально в составе авиапарка крейсера было 16 самолетов Як-38М, 16 вертолетов типа Ка-27 и 3 вертолета Ка-25Ц. Ракетное вооружение включало 12 пусковых установок комплекса "Базальт", 24 пусковые установки зенитно-ракетного комплекса "Кинжал" с боезапасом на 192 ЗУР. На корабле имелось также 100-мм артиллерийские установки АК-100, 30-мм артсистемы АК-630 и противолодочные ракетно-бомбовые установки "Удав-1".
В корпусе корабля «Адмирал Горшков» находится свыше 2500 помещений, более 350 кают, около 130 кубрика, 6 столовых и до 6000 м ко¬ридоров. Экипаж корабля 1610 человек, состав авиагруппы в 430 человек и на крейсере предусмотрены места для размещения штаба флагмана в количестве 50 человек.
Заметно на проекте 11434 был изменен состав радиоэлектронного вооружения. Корабль оснащен боевой информа¬ционно-управляющей системой (БИУС) «Аллея-434» («Лесоруб»). Впервые в отечественном ВМФ его оснастили РЛС «Марс-Пассат» с четырьмя неподвижными фазированными антенными решетками, в дополнение к ней РЛС «Фрегат-М». Ближнюю навигацию, привод и заход на посадку обеспечивала радиотехническая система «Резистор-К4», до этого на ТАКР проектов 1143 и 114333 была установлена система «Привод-СВ». Для наведения истребителей был установлен автоматизированный пункт «Газон».
"Адмирал Горшков " был включен в боевой состав Северного флота только в 1987 году, но практически не выходил в море, простояв все эти годы на рейде и у стенки судоремонтного завода. Во многом из-за отсутствия предназначенных для него сверхзвуковых истребителей вертикального взлета и посадки Як-141.
Все же в сентябре 1991 года на ТАКР состоялись первые посадки опытных самолетов Як-141. Но далеко не все шло гладко, при посадке 5 октября 1991 года при ударе о палубу один самолет загорелся, пилот благополучно катапультировался. В феврале 1992 года из-за плохого технического состояния главных механизмов, в том числе котельных трубок и паропроводов, корабль вывели из состава сил постоянной готовности и поставили на ремонт в пос. Росляково, где он находился до середины 1998 года. Летом 1999 года ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» отбуксировали в Северодвинск для проведения среднего ремонта и модернизации.
Сейчас на ПО «Севмаш» полным ходом ведутся работы по ремонту, модернизации и переоборудованию авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в настоящий авианосец. Он должен к 2012 году пополнить корабельный состав ВМС Индии и станет самым большим боевым кораблем их флота.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Проектант Невское ПКБ
Гл.конструктор В.Ф. Аникеев
Завод-строитель Черноморский
Годы вступл. в строй 1987
Число кораблей в серии 1
Общекорабельные данные
Водоизмещение, т:
- стандартное 33000
- полное 44500
Главные размерения, м:
- длина наибольш. (по КВЛ) 273,1(243)
- ширина наибольш.(по КВЛ) 49,2(31)
- осадка при полн.водоизм. 9,5
Главная энергетическая установка:
- тип котлотурбинная
- число х мощность и тип
ГТЗА, л. с. 4 х 45000 ТВ-12
- число и тип гл.котлов 8 КВН-95/64
Электроэнергетическая установка:
- число х мощность и тип
генераторов, кВт 6 х 1500 ТГ,
4 х 1500 ДГ
Скорость полного хода, уз. ок. 29
Дальность плавания, мили 7000
(при скорости хода, уз.) (18)
Автономность, сут. 30
Экипаж, чел.: ок.1600
Вооружение
Авиационное:
Летательные аппараты:
- число и тип самолетов 22 Як-38
- число и тип вертолетов 14 Ка-27
Самолетоподъемники:-
- 2 размеры платформ, м 18,9 х 10,
18,9 х 6,2 - грузоподъемность, т 30 и 15
Число ВППл 8
Размеры ВППл, м 184 х 28
Площадь ангара, м2 2400
Запас авиатоплива, т 1500
Противокорабельное ракетное:
- тип комплекса "Базальт"
- число ПУ (боекомплект) 6 х 2(12)
Система управления "Аргон" с АП
Зенитное ракетное
ЗРК самообороны:
- число и тип компл. 4 "Кинжал"
- число ПУ (боекомплект) 24х1 (192)
Артиллерийское
Универсальная артиллерия:
- число и тип АУ 2 х 1 -100 мм АК-100
- число и тип СУ 2 МР-114
Зенитная артиллерия:
- число и тип АУ 8 х 6 - 30 мм АК-630М
- число и тип СУ 4 МР-123
Бомбовое:
- число и тип установок
(боекомплект) 2 х10 "Удав-1"(60)
Радиоэлектронное:
РЛС общ. обнар. ФАР с неподв. ант. решеткой, МР-700М, МР-350
Система освещения
надводной обстановки "Корвет-1143"
Средства РЭП:
- станции РТО и активных помех;
- комплекс пассивных помех
- система ближней навигации и
обеспечен. посадки ЛА "Резистор-К4"