МНОГОЦЕЛЕВОЙ ПОГРАНИЧНЫЙ КАТЕР «СОБОЛЬ» ПРОЕКТА 12200. MULTIPURPOSE EDGE CUTTER «SOBOL» PROJECT 12200



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ ПО ОРУЖИЮ И ВООРУЖЕННЫМ СИЛАМ
СОБЫТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. МУЗЕИ
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА,СОБЫТИЯ
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ВИДИО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
АРХИВ НОВОСТЕЙ/NEWS ARCHIVE
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ВТС «БАСТИОН»

ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
КОНТАКТЫ/CONTACT

Рассылки Subscribe.Ru
Оборонно-промышленный комплекс, новости, история, развитие
Подписаться письмом


А.В.Карпенко

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ПОГРАНИЧНЫЙ КАТЕР «СОБОЛЬ» ПРОЕКТА 12200
MULTIPURPOSE EDGE CUTTER «SOBOL» PROJECT 12200




4 ноября 2006 года от причальной стенки Судостроительной фирмы «Алмаз» отправился к месту службы в порт Сочи патрульный катер нового поколения «Соболь».
Катер проекта 12200 «Соболь» был спроектирован в ЦМКБ «Алмаз» по заданию морских частей пограничных сил (ПС) ФСБ РФ, эти работы были начаты уже в этом XXI веке. По первым вариантам проекта предполагалось, что катер будет иметь водоизмещение в 43 тонны, полную скорость хода около 45 узлов, дальность плавания при скорости 20 узлов – 500 миль, экипаж из 7…9 человек. Сразу в качестве материала корпуса использовали коррозионностойкие алюминево-магниевые сплавы. Для обеспечения комфорта экипажа жилые и служебные помещения оборудовались системой кондиционирования воздуха. Так же на катере предусматривалось оборудование для предотвращения загрязнения окружающей среды. В зависимости от требований заказчика «Соболь» предлагалось вооружать легкими артиллерийскими системами калибра 20-30-мм и пулеметами. Оно могло состоять из одной 20-мм (или 30-мм) пушки, двух 12,7-мм пулеметов. Кроме этого на катере размещалась навигационная РЛС и другое навигационное оборудование.

Модель катера проекта 12200 с ракетным комплексом «Вихрь-К» (А.В.Карпенко)

В ноябре 2002 года на Международной выставке «Интерполитех» Судостроительная фирма «Алмаз» и ЦМКБ «Алмаз» представили сторожевой катер нового поколения «Соболь», тогда же заканчивалась разработка его технического проекта. По мнению многих экспертов, катер проекта 12200 может оптимально вписаться в структуру и стать одной из основных боевой единицей для морских частей ПС на период до 2015 года.
Первые варианты катера проекта 12200 можно было увидеть в виде модели на 1-м и 2-м Международных военно-морских салонах (МВМС) в Санкт-Петербурге, прошедших летом 2003 года и 2005 года. Согласно проекта, на корме или на носу этого корабля может быть установлен пулемет или скорострельная пушка, применять их можно при волнении до 3-х баллов. Однако основное вооружение представленной модели состояло из носовой ракетно-артиллерийской системы «Вихрь-К», состоящей из 30-мм скорострельного автомата АК-306 с боезапасом на 500 выстрелов и четырех ракетных контейнеров с ПТРК «Вихрь» с дальностью стрельбы до 10 км, кормовой 14,5-мм морской турельной пулеметной установки МТПУ с крупнокалиберным пулеметом КПВТ, , предназначенную для поражения воздушных, береговых и надводных целей, так же побортно могут быть установлены 30-мм автоматический гранатомет типа АГС-17 и 7,62-мм пулемет.
Для управления ракетным комплексом на крыше ходового мостика установлена оптико-электронная многоканальная (тепло-телевизионная) система, аналогичные используются на новых типах российских боевых вертолетов. Для удобства работы экипажа и защиты винтов в корме размещалась откидная решетчатая площадка, здесь же устанавливалась надувная резиновая моторная лодка с мотором. На ней могут осуществляться досмотровые операции.
Придание кораблям малого водоизмещения и катерам возможности применения управляемого ракетного оружия очень заманчиво для проектантов. Поэтому предложения тульского КБ приборостроения по совмещению в одной установки артиллерийской системы и противотанкового комплекса оказалось очень привлекательным для фирм-разработчиков боевых кораблей и катеров.
По заявлению разработчика, уникальные свойства комплекса «Вихрь-К», превосходящего все известные мировые аналоги, наиболее эффективно реализуются при оснащении им маневренных и быстроходных надводных кораблей, выполняющих таможенные и патрульные операции по охране побережья и территориальных вод. Комплекс позволяет вести стрельбу залпом из двух ракет. Как первоначально предполагалось одним из носителей комплекса "Вихрь-К" должен был стать быстроходный глиссирующий катер проекта 12150 "Мангуст В", модель которого также демонстрировалась на МВМС-2003. Но пока построенные катера этого проекта оснащаются только пулеметными установками. Здесь необходимо отметить, что другой российский разработчик коломенское КБ машиностроения для вооружения катеров предлагает ПТРК «Штурм-К» с дальностью стрельбы до 6 км, который уже прошел морские испытания на патрульном катере ПК-500 проекта 14310 водоизмещением в 120 т.

Строительство катера (А.В.Карпенко)

Вроде бы казалось заметные преимущества дающиеся при установке ПТРК на катера должны способствовать продвижению этого вида оружия на рынке морских вооружений, но конкурентная борьба между разработчиками и значительное увеличение стоимости построенных катеров не способствуют этому. В большей степени это касается кораблей и катеров, строящихся для российского ВМФ и морских пограничных частей. Где и так наблюдается значительный дефицит в средствах финансирования, и часто более дорогие системы оружия заменяются на достаточно скромные по возможностям. Как пример, это история с патрульными катерами проекта 10410, где 76-мм артустановки АК-176 заменили 30-мм автоматами АК-306.
При поставки на экспорт «Соболь» оборудуется навигационной интегрированной система навигации ST60, системой местоуказания VNTsU-UV450, система связи и передачи команд.
Энергетическая установка в первоначальном виде включала главные двигатели - 2 дизель-редукторных агрегата Deutz TBD616V16 (1250-1360 кВт), два привода Арнесона ASD14, вспомогательную энергетическую установку - 2 AC Deutz (220 В/50 Гц, 2 x 30 кВт)., аккумулятор 12/24 В. Вместимость топливных цистерн рассчитана на 6,8 тонн., что обеспечивает дальность плавания в 500 миль. На катере предусмотрена система кондиционирования воздуха в жилых помещениях и ходовой рубке.
Первоначально планировалось построить катер проекта 122200 на собственные средства предприятия СФ «Алмаз», с тем, чтобы передать его в ФПС РФ с дальнейшей расплатой в рассрочку в течении двух лет. Но в дальнейшем по контракту стоимостью свыше 3 млн. долларов с морскими частями пограничной службы ФСБ РФ СФ «Алмаз» приступила к строительству патрульного катера проекта 12200 «Соболь» (зав. №501). Торжественная церемония его закладки состоялась 24 января 2003 года. Из-за финансовых проблем строительство затянулось, первоначальный срок выполнения контракта - третий квартал 2004 года был сорван.
Но все-таки строительство продолжалось и в конце сентября 2006 года патрульный катер проекта 12200 "Соболь" был спущен на воду, затем прошел испытания и в октябре 2006 года он был передан заказчику, а в начале ноября ушел на место постоянной службы. Вооружение построенного корабля существенно отличается от заявленного на МВМС-2003. Установку «Вихрь-К» и оптико-электронную систему не установили, вместо этого катер оборудовали второй – носовой МТПУ калибра 14,5-мм. Катер так же оснащен современными средствами радиосвязи и навигационного вооружения российского производства, радиолокационные станции поставлены фирмой «Горизонт».
Патрульный катер проекта 12200 водоизмещением в 57,5 тонн предназначен для охраны государственной границы, прибрежных коммуникаций, судов и искусственных сооружений, а также контроля экономической зоны государства и обеспечения сохранности природных ресурсов. Он может использоваться для береговой охраны, поисковых и спасательных операций, охраны рыбных ресурсов, патрулирования и проведения таможенных операций.
Основные характеристики катера - высокая скорость и современное вооружение - позволяют выполнять функции не только патрульного судна, но и судна-перехватчика предназначенного для задержания, досмотра и конвоя судов нарушителей.
На этом катере для повышения его ТТХ применены сразу два новых технических решения: комплекс автоматически управляемых интерцепторов (КАУИ) и движительный комплекс, состоящий из приводов Арнесона с ЧПГВ. Для улучшения ходовых качеств и повышения скорости катер имеет носовые и кормовые автоматически управляемые интерцепторы. Применение этих новых техниче¬ских решений обеспечит катеру очень высокие скоростные и мореходные ка¬чества, хорошую управляемость и малую осадку.
КАУИ на катере используется по инициативе ЦМКБ «Алмаз». До этого сначала аналоговая «Иолит», затем цифровая «Иолит-М» система автоматического управления интерцепторами была применена на катере проекта 14310 «Мираж», обе системы разработаны в НПО «Аврора». Цикл работ «Создание и внедрение на быстроходных судах не имеющей аналогов в мире системы днищевых интерцепторов, обеспечивающей существенное снижение их сопротивления движению и умерение килевой и бортовой качки» отмечен премией Правительства РФ в области науки и техники за 1997 год.



«Соболь» на заключительной стадии постройки (А.В.Карпенко)

В настоящее время коллектив ЦМКБ «Алмаз» ведет работы по внед¬рению КАУИ на катерах и кораблях проектов 12200 «Соболь», 12300 «Скорпион»,12418, 12421 и других. Принципиально новая система автоматически управляемых интерцепторов на катере проекта 12200 существенно снижает амплитуду бортовой качки (как ранее заявлялось уровень качки корабля снижается в два раза), катер способен выходить в море при волнении до 5-ти баллов, применять оружие до 3-х баллов и развивать скорость до 48-50-ти узлов. Управление системой осуществляется с пульта САУ при помощи гидропривода.
Благодаря своим мореходным качествам и оснащению, "Соболь" способен заменить целый ряд имеющихся на вооружении пограничных катеров. Его отличает оригинальная конструкция корпуса из прочного и легкого алюминиево-магниевого сплава, дизельная установка из двух дизелей общей мощностью 3620 лошадиных сил.
В составе экипажа предусмотрено шесть человек; автономность плавания - трое суток, дальность плавания экономическим ходом (31 узел) при полном запасе топлива - 525 миль, дальность плавания экономическим ходом при наибольшем запасе топлива - 800 миль.
На катере используется интегрированная мостиковая система (ИМС), разработанная по ТТЗ ЦМКБ «Алмаз» в НПО «Горизонт». Это предприятие уже создало для катеров проектов 14310 и 10410 данного проектанта аналогичные системы. Однако первые попытки внедрения ИМС в 1993-1994 гг. были не удачными, на это повлияла система заказов и отсталая электронная база оборудования. Но ситуация качественно изменилась в конце 1990-х годов в связи с переходом на преимущественно цифровые методы получения и обработки информации, унифицированные протоколы обмена информацией, внедрением сетевых технологий, появлением компактных, надежных и высокоинформативных средств индикации.

МТПУ (А.В.Карпенко)

Ранее судостроительная фирма «Алмаз» совместно с пограничной службой ФСБ РФ планировала продемонстрировать катер проекта 12200 на третьем Военно-морском Салоне, который пройдет в Санкт-Петербурге в 2007 году. Но сегодня, в связи уходом катера на службу в акватории Черного моря, этого вероятно не произойдет. Однако в период с 17 по 20 октября этого года "Судостроительная фирма "Алмаз" приняла участие в Х международном форуме Interpolitex – 2006, где представила патрульный катер проекта 12200 "Соболь". За участие в этой выставке и завершение строительства патрульного катера проекта 12200 СФ «Алмаз» была награждена специальным дипломом морских частей пограничной службы ФСБ РФ.
В конце октября, по словам генеральный директор СФ «Алмаз» Леонида Грабовца, катер проект 12200 "Соболь" при посещении предприятия был представлен делегации министерства обороны Республики Сингапур во главе с министром Тео Чи Хинном. Грабовец отметил, что делегация Минобороны Сингапура очень заинтересовалась этим проектом. Кроме того, по заявлению Леонида Грабовца, судостроительная фирма "Алмаз" получила заявку от Казахстана на строительство патрульного катера проекта 12200 "Соболь".
Есть благоприятные надежды и в Российской Федерации для катеров проекта 12200, по заявлению директора по маркетингу судостроительной фирмы «Алмаз» Сергея Галиченко серия катеров «Соболь» для пограничников по плану будет состоять из 5 единиц.

(ВТС «Бастион»)



28.06.2011
29 июня 2011 г. на территории ОАО «Морской завод «Алмаз» состоится подписание приёмного акта пограничного сторожевого катера проекта 12200 «Соболь» зав. № 211, спуск на воду «Соболя» зав. № 212 и торжественное собрание, посвящённое церемонии награждения работников завода.

7.06.2012
5 июня 2012 года в Санкт-Петербурге состоялось подписание приёмного акта пограничного сторожевого катера проекта 12200 «Соболь» (заводской №213), построенного ОАО «Морской завод «Алмаз» для Береговой охраны ФПС ФСБ России, это уже 14-й катер этого типа, переданный Береговой охране отечественными судостроителями

27.08.2012
Во Владивостоке 26 августа состоялась церемония поднятия флага Береговой охраны Федеральной пограничной службы на новом сторожевом катере проекта 12200 "Соболь", он сначала отправится патрулировать акваторию острова Русский, где пройдет саммит АТЭС, а затем заступит на охрану морской госграницы России.

25.04.2013
23.04.13 на территории «Морской завод Алмаз» состоялся спуск на воду пограничного сторожевого катера зав. № 215, проекта 12200 «Соболь» для пограничных служб ФСБ РФ. Катер предназначен для береговой охраны, поисковых и спасательных операций, охраны морских ресурсов, патрулирования и т.д.
25.04.13 состоится спуск на воду пограничного сторожевого катера зав. № 216, проекта 12200 «Соболь» для пограничных служб ФСБ РФ. Катер будет спущен на воду для проведения швартовых, заводских и приемо-сдаточных испытаний.




МНОГОЦЕЛЕВОЙ ПОГРАНИЧНЫЙ КАТЕР «СОБОЛЬ» ПРОЕКТА 12200
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ПОГРАНИЧНЫЙ КАТЕР «СОБОЛЬ» ПРОЕКТА 12200 НА МВМС-2013
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ПОГРАНИЧНЫЙ КАТЕР «СОБОЛЬ» ПРОЕКТА 12200 НА МВМС-2011
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ПОГРАНИЧНЫЙ КАТЕР «СОБОЛЬ» ПРОЕКТА 12200 НА МОРСКОМ ЗАВОДЕ «АЛМАЗ» (ФОТОРЕПОРТАЖ), ИЮНЬ 2012 Г.

ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ,ОБЩИЕ ТЕМЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВИДИО АРХИВ НОВОСТЕЙ ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
_ _ _ _ _ _ _ _ _

© А.В.Карпенко 2009-2014/A.V.Karpenko 2009-2014 Яндекс.Метрика
PageRank Яндекс цитирования