ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ ПО ОРУЖИЮ И ВООРУЖЕННЫМ СИЛАМ
СОБЫТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. МУЗЕИ
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА,СОБЫТИЯ
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ВИДИО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
АРХИВ НОВОСТЕЙ/NEWS ARCHIVE
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ВТС «БАСТИОН»

ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
КОНТАКТЫ/CONTACT

Рассылки Subscribe.Ru
Оборонно-промышленный комплекс, новости, история, развитие
Подписаться письмом



ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ ПРОЕКТА 12322 «ЗУБР»
LANDING CRAFT AIR CUSHION PROJECT 12322 ZUBR



Крупнейшим шагом в развитии больших кораблей на воздушной по-душке стали десантные корабли «Зубр». «Зубр» - самый большой и самый скоростной в мире десантный корабль на воздушной подушке, способный к молниеносным действиям во время проведения десантных операций. Он может перевозить боевую и транспортную колесную и гусеничную технику вместе с их экипажами или десантные группы и высаживать их на необорудованный берег, а также преодолевать препятствия высотой до 1,6м, а также выходит с грузом на необорудованный берег с уклоном до 5 градусов9.
ТТЗ на средний десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 было выдано ВМФ в 1978 году. ЦМКБ «Алмаз» (главный конструктор Ю.М.Мохов, затем Ю.П.Семенов, Г.Д.Коронатов) уже в 1978 году выполнило эскизный проект, технический проект - в следующем году. Рабочие чертежи по кораблю были готовы 1983 году. Первоначально серию предполагалось строить на трех заводах: ПО «Алмаз», Хабаровском и Феодосийском ПО.
Том времени ЦМКБ «Алмаз» уже являлся ведущей проектной организацией в России, специализирующейся на проектировании десантных кораблей на воздушной подушке. Начиная с середины 1950-х годов было создано и испытано 6 экспериментальных КВП с различными принципами формирования воздушной подушки. Начиная с 1969 года российскому военно-морскому флоту было поставлено 90 катеров восьми типов водоизмещением от 27 до 550 т, демонстрирующих высокую надежность и эффективность.
Корпус корабля проекта 12322 «Зубр» сварной, из легкого сплава. Энергетическая установка корабля состоит из пяти газотурбинных двигателей ГТД-8000, два из которых агрегата ГГТА М35-2 приводят подъемный комплекс, состоящий из четырех осевых нагнетателей НО-10, остальные три главных газотурбинных агрегата ГГТА М35-1 обеспечивают движение с помощью воздушных винтов изменяемого шага АВ-98. Электроэнергетическая установка в составе четырех газотурбогенераторов ГТГ-100общей мощностью 400 кВт обеспечивает электроэнергией все технические и бое¬вые средства корабля.
Гибкое ограждение - цилиндрического типа со съемными элементами выполнено из резино-тканиевого материала, высота гибкого ограждения - 2,7м. Максимальная скорость хода корабля составляет более 60 узлов, крейсерская – 55 узлов.
«Зубр» легко управляем, его маневренные элементы достаточны при проходе узкостей и выходе на берег. На нем установлена автоматическая система управления «Флора-32», с высокой точностью удерживающая корабля на курсе. Управление движением корабля и его техническими средствами - централизованное дистанционное, дистанционное автоматизированное и автоматическое. Оно осуществляется из главного командного пункта, центрального поста управления и выносных пультов через комплексную систему управления. Мореходные качества таковы, что обеспечивают эксплуатацию корабля и использование его оружия при движении на воздушной подушке при волнении до 2 м и скорости ветра любого направления до 12 м/с.



Десантный корабль на воздушной подушке амфибийного типа проекта 12322 «Зубр» принимает на борт с оборудованного или необорудованного берега боевую технику и личный состав передовых отрядов морских десантов, перевозит их морем, высаживает на необорудованное побережье и поддерживает десант огнем. В десантном отсеке «Зубра» можно разместить три средних танка типа Т-80Б (Т-72А, Т-64Б, Т-62) или 10 легких боевых бронированных машин (БТР-80, БТР-70 или БТР-60ПБ), или от 360 до 500 десантников. Кроме того, корабль мог обеспечивать переброску морем до 8 боевых машин пехоты БМП-1 (БМП-2) или легких танков ПТ-76Б. Предусмотрен также вариант перевозки техники и 140 десантников.
Для противовоздушной обороны на корабле имеется 4 ракетных комплекса «Игла» (разработчик коломенское КБ машиностроения) и две 30-мм шестиствольные автоматические артиллерийские пушки АК-630М (разработчик тульское КБ приборостроения). Управление стрельбой артустановки производится с помощью радиолокационной системы МР-123-01 обнаружения морских и воздушных целей, автоматического сопровождения и стрельбы.
Огневые точки на берегу и в море могут подавляться двумя реактивными системами залпового огня А-22 «Огонь» с двумя 22-ствольными ПУ МС-227 и боекомплектом на 66 140-мм снаряда. На корабле размещены две скрывающиеся в походном положении под палубу пусковые установки пакетного типа МС-227. В состав комплекса "Огонь" входят: 140-мм осколочный реактивный снаряд ОФ-45; 140-мм зажигательный реактивный снаряд ЗЖС-45; подпалубная пусковая установка МС-227 (или палубная ПУ МС-227П); дальномерно-визирное устройство ДВУ-3-БС. ПУ МС-227 была создана в ГКБКМ (НПП “Старт”), она обеспечивает пуск 22 ТРС с интервалом не более 0,2с. Управление стрельбой осуществляется с помощью дальномерно-визирного устройства ДВУ-3. Разработчик реактивных снаряд ГНПП «Сплав».
Для навигационных задач, безопасности плавания во всем диапазоне скоростей хода «Зубр» оборудован интегрированной навигационной системой, гирокурсоуказателем ГКУ-2, магнитным компасом КМ-60-М2, радиодоплеровским дрейфолагом РДЛ-3-АП100, радиопеленгатором, центральной гироскопической системой «База», навигационной РЛС РС-1 и спутниковой навигационной аппаратурой.
Корабль может также производить прием, перевозку мин и постановку активных минных заграждений. Предусмотрена возможность приема и постановки 20-80 (в зависимости от типа) мин.
На «Зубре» установлен автоматизированный комплекс радиосвязи «Буран-6», обеспечивающий связь с надводными кораблями и береговыми пунктами управления в KB, MB и ДМВ диапазонах в телефонном и телеграфном режимах.
Головной корабль в серии был построен ПО "Алмаз" и передан ВМФ в 1988 году, три года позже планового срока. Это было вызвано доводами систем корабля до требуемых, затянувшимися испытаниями. Строительство этого типа кораблей на воздушной подушке велось в Санкт-Петербурге на судостроительном объединении "Алмаз» и в Феодосии на ПО "Море. В дальнейшем четыре «Зубра» находились в составе Балтийского флота, три – Черноморского. В 1992 году на стапелях «Алмаза» в Санкт-Петербурге было заложено ее четыре таких десантника. Всего обоими заводами было сдано 9 единиц, из них один «Донец» (бортовой №618) входит в состав ВМС Украины. Несколько кораблей «Зубр» остались недостроенными.
Первое, что отличает «Зубра» от своих предшественников, - обтекаемый сплюснутый нос. Этим решается задача как снижения лобового сопротивления, так и смещения в корму, за центр масс, центра боковой парусности. Второе - размещение маршевых двигателей над верхней палубой, на пилонах, что позволило уменьшить массу за счет исключения сложных и тяжелых приводных валов винтов, повысить живучесть агрегатов путем их пространственного разнесения и освободить место для кормовой аппарели.
Еще до распада СССР в ЦМКБ «Алмаз» проводились работы по совершенствованию десантного корабля на воздушной подушке проекта 12322, существенно возросли основные характеристики, менялась грузоподъемность и вооружение. Были даже присвоен новый номер проекта и определены сроки проведения таких работ. Во времена перестройки малым предприятием «Дельфин» на базе «Зубра» был проработан вариант грузового судна «Поморник-Д2.3» для скоростной доставки водным путем народнохояственных и иных грузов (14 контейнеров по 10-12 т и др.). Параллельно с созданием полноотрывных амфибийных десантных КВП Горьковское ЦКБ "Вымпел", а затем Зеленодольское ПКБ разрабатывали эскизный пр. 1263 более крупного десантного корабля на воздушной подушке со скегами, который, однако, не получил дальнейшего развития. Но этому не суждено было сбыться.
Информация по «Зубру» впервые появилась на международной выставке "ИДЕКС-93" в Абу-Даби. В 2001 году на «Судостроительной фирме «Алмаз» были построены два десантных корабля проекта 12322 «Зубр» для Военно-Морских Сил Греции. Один был выделен из состава ВМФ России, отремонтирован и передан греческой стороне. Другой заново строился на заводе «Алмаз». Поставка «Алмазом» двух военных кораблей государству-уча-стнику блока НАТО является новым шагом в области военно-технического сотрудничества. Еще два таких корабля по контракту ВМС Греции в марте 2001 года поставило Феодосийское производственное объединение «Море», один из состава ВМС Украины, другой – построенный. На «Зубре» для инозаказчика несколько изменен тип оборудования. Позже один «Зубр» построенный на ПО «Море» вернули Украинской стороне.
В дальнейшем Греция подписала контракт с Россией на поставку еще двух «Зубров». Их строительство ведется на Судостроительной фирме «Алмаз». Первый корабль по этому соглашению летом – осенью 2004 года проходил испытания и в конце октября этого года был передан ВМС Греции.
Корабли проекта 12322 «Зубр» находятся в составе Военно-морского флота России более 15 лет и зарекомендовали себя как эффективное десанто-высадочное и транспортное средство, теперь появился и опыт эксплуатации корабля в НАТО.



28.11.2012
17 ноября ВМС Китая передан первый десантный корабль на воздушной подушке «Зубр», построенный в Феодосийской судостроительной компании «Море» (Украина), контракт на строительство четырех ДКВП пр. 1232.2 (двух кораблей в Феодосии и еще двух в Китае по лицензии) был подписан между «Укрспецэскпортом» и Минобороны КНР в конце 2008 года (Военный паритет)

28.05.2013
Китай получил первый из двух заказанных у Украины малых десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр». Корабль прибыл в порт Гуанчжоу провинции Гуандун 25 мая 2013 года на грузовом судне «Нью-Йорк» немецкой компании Hansa Heavy Lift. Первый «Зубр» был отправлен в Китай из Феодосии 12 апреля 2013 года.

06.07.2013
Минобороны России заинтересовалось десантными кораблями на воздушной подушке (ДКВП) проектов «Зубр» и «Мурена» судостроительной фирмы «Алмаз». Об этом, как передает «РИА Новости», заявил на МВМС-2013 заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов. По его словам, «в условиях скоротечных конфликтов, которые прогнозируются на ближайшие 10-20 лет, подобные ДКВП позволят оперативно доставить технику и войска в нужную точку. Очень интересный корабль, с хорошим водоизмещением», – отмечает агентство.

24.08.2013
Стали известны подробности инцидента в Калининграде, где прямо на пляж к отдыхающим из моря вышел десантный корабль "Зубр". Судно выполняло тактическую задачу, причем на пляже, который принадлежит Минобороны, пояснили в ведомстве. "Швартовка на пляже - нормальное явление, а вот что делали люди в районе военного полигона, непонятно", - пояснили телеканалу "России 24" представители военного министерства, подчеркнув, что никто из отдыхающих при такой встрече не пострадал.



16.09.2013

Первый приобретенный КНР на Украине малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП) проекта 958 "Бизон" (вариант российского малого ДКВП "Зубр" проекта 12322 украинской постройки) в настоящее время находится в Гуанчжоу, сообщает mil.news.sina.com.cn. На фотографиях видны два зачехленных устройства, по форме напоминающих китайские копии 30 мм артиллерийских установок комплекса АК-630. Также установлена новая радиолокационная станция (вероятно, предназначена для управления огнем МЗАК).



23.10.2013

В китайском интернете появилось фото, сделанное в Южном Китае на верфи, где собирается десантный корабль на воздушной подушке (ДКВП) типа «Зубр», сообщает сегодня mil.news.cina.com.cn.
На верфи также строят фрегаты Тип 056, гидрографическое судно-катамаран и другие корабли. На фото видно, что на «Зубре» монтируется третий вентилятор силовой установки. В настоящее время Украина уже поставила первый корабль этого типа в Китай.

29.11.2013
В Калининграде завершается ремонт самого большого в мире корабля на воздушной подушке проекта 12322 "Зубр". Таких кораблей на вооружении Балтийского флота два - "Евгений Кочешков" и "Мордовия". Последний участвовал в недавних международных учениях "Запад-2013" в Калининградской области (с него высаживались на необорудованное побережье Балтики белорусские гвардейцы). "Евгений Кочешков" стоит на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь", где специалисты проводят ремонт оборудования воздушных винтов, топливных цистерн и днища, сообщили в отделе информационного обеспечения пресс-службы ЗВО по Балтийскому флоту. Планируется, что ремонт заводчане завершат к концу этого года, после чего корабль вернется к месту постоянного базирования - в Балтийск, и после сдачи ряда курсовых задач приступит к выполнению мероприятий боевой подготовки.
Российская Газета

02.01.2014

Десантные корабли на воздушной подушке класса «Зубр» позволят Китаю развернуть войска в короткий период времени в спорных районах островов Дяоюйтай или Дяоюйдао (находятся в ведении Японии, острова Сенкаку , но на их претендуют и Китай и Тайвань) в Восточно-Китайском море и островов Спратли в Южно-Китайском море, пишет сегодня wantchinatimes.com со ссылкой на сообщение телеканала Shenzhen TV.
В сообщении было сказано, что Китай разместил заказ на четыре корабля «Зубр» по контракту стоимостью 315 млн долларов. Из них два корабля будут построены в Украине на Феодосийском судостроительном заводе, остальные два будут построены по лицензии в Китае.
Первый «Зубр» был доставлен в Китай в мае 2013 года. В рамках контракта Китай также получил лицензию для создания и строительства собственных кораблей класса «Зубр».




ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т:
- стандартное 480
- полное 550-555
Длина, м 57,3
Ширина, м 25,6
Высота, м 21,9
Главная энергетическая установка Газотурбинная 5х10000 л.с.
Воздушные винты, обеспечивающие движение 3
Скорость полного хода, узлы 60-63
Дальность плавания, миль 300-400 (без груза – 1000 миль)
Автономность, суток 5 (1 с десантом)
Экипаж, чел. (офицеров) 27-33 (4)

ВООРУЖЕНИЕ:

артустановки Две 30-мм АК-630
Зенитный ракетный комплекс 4х «Игла» («Стрела-3», боезапас – 32 ракеты)
РСЗО «Огонь» (боезапас – 66-132 ракеты)
Десантовместиость 3 ср. танка или 8 БМП, или 360 чел.




ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ ПРОЕКТА 12322 «ЗУБР»
ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ ПРОЕКТА 12322 «ЗУБР», ФОТОРЕПОРТАЖИ
В НАТО ТОЖЕ ЕСТЬ НАШИ КОРАБЛИ (ПР. 12322)

ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ,ОБЩИЕ ТЕМЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВИДИО АРХИВ НОВОСТЕЙ ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
_ _ _ _ _ _ _ _ _

© А.В.Карпенко 2009-2014/A.V.Karpenko 2009-2014 Яндекс.Метрика
PageRank Яндекс цитирования