РОССИЙСКАЯ КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА XXI ВЕКА – «БУЯН». RUSSIAN GUNBOAT OF THE XXI CENTURY - "BUYAN"



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ ПО ОРУЖИЮ И ВООРУЖЕННЫМ СИЛАМ
СОБЫТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. МУЗЕИ
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА,СОБЫТИЯ
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ВИДИО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
АРХИВ НОВОСТЕЙ/NEWS ARCHIVE
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ВТС «БАСТИОН»

ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
КОНТАКТЫ/CONTACT

Рассылки Subscribe.Ru
Оборонно-промышленный комплекс, новости, история, развитие
Подписаться письмом



РОССИЙСКАЯ КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА XXI ВЕКА – «БУЯН»
RUSSIAN GUNBOAT OF THE XXI CENTURY - "BUYAN"




А.В.Карпенко
РОССИЙСКАЯ КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА XXI ВЕКА – «БУЯН»



«ШМЕЛИ», «СЛЕПНИ»…

В годы Второй Мировой войны на реках и озерах широко использовались корабли и катера специальной постройки. Тогда на вооружение советского ВМФ были мониторы, канонерские лодки и бронекатера. Последние имели танковые башни, на них устанавливались пусковые установки реактивных систем залпового огня.
В первые послевоенные годы был достроен последний монитор проекта 1190 и серии бронекатеров проектов 186 и 1125. К тому времени стало ясно, что время мониторов как речных кораблей с мощной артиллерией и малой осадкой закончилось. На них невозможно было обеспечить требуемое бронирование и установить эффективные средства защиты от самолетов. Совершенствование же бронекатеров продолжилось, в ЦКБ-19 (гл. конструктор Ю.Ю.Бенуа) было разработано несколько проектов 191, 191М и 192 водоизмещением от 53 до 65 тонн. Основным вооружением стали 85-мм пушки в танковых башнях, крупнокалиберные пулеметы. Таких кораблей на заводе №344 в Молотовске и Ижорском заводе в 1947-1952 гг. было построено 120 единиц.
Но вскоре по причине изменения внешнеполитических условий связанных в основном с окружением территории Советского Союза дружественными социалистическими государствами необходимость в укреплении речных флотилий отпала, и к 1958 году они были расформированы, а корабли и катера из их состава списаны.
Прошли годы и в начале 1960-х гг. в связи с обострением международной обстановки, прежде всего на границе с Китаем, возобновились работы по созданию речных ар-тиллерийских катеров. Поэтому в соответсвии с техническим заданием ВМФ в 1964-1965 гг. ЦМКБ "Алмаз" начало разработку проекта 1204 "Шмель" (гл. конструктора Ю.Ю.Бенуа, Л.В.Озимов, М.В.Кошкин) бронекатера полным водоизмещением около 77,4 т с возможностью транспорти-ровки по железной дороге. Он вооружался башенной артустановкой плавающего танка ПТ-76Б с 76-мм пушкой Д-56ТС со спаренным курсовым 7,62-мм пулеметом, одной спаренной 14,5-мм крупнокалиберной пулеметной установкой 2М-6 (или 25-мм артустановкой 2М-3М), 17-ствольной пуско¬вой установкой реактивной системы залпового огня (РСЗО) БМ-14-17 (разработчик СКБ-203, гл. конструктор А.И.Яскин) с боезапасом в погребе на 34 снаряда. Катер мог принимать до 8 мин. На нем размещался ПЗРК «Стрела-2М». Позже с 1970 года некоторые катера также оборудовались 30-мм автоматическими грана¬тометами АП-30 "Пламя". Катер проекта 1204 имел 8-10-мм броневую защиту ходовой рубки, корпуса, переборок и башни.
В процессе строительства катеров серии менялся состав вооружения. Энергетическая установка из двух дизелей мощностью по 1100 л.с. обеспечи¬вала скорость до 23-24 уз. Они строились на заводах "Залив" в Керчи, им. 61 Коммунара в Николаеве. ПО «Алмаз» в Ленинграде и на Хабаровском заводе. В 1967-1972 гг. сдали 118 единиц ВМФ и морским частям погранвойск. Четыре катера позднее в 1984-1985 гг. передали ВМС Кампучии. Проект 1204 мог действовать на реках, озерах и в прибрежных районах морей, обеспечивалась мореходность до 3 баллов.
В 1967 году ЦМКБ "Алмаз" приступило к проектированию более крупного речного малого артиллерийского корабля проекта 1208 "Слепень" (гл. конструктор М. В. Кошкин), здесь были разработаны эскизный и технический проекты, рабочая документация. Позже, в середине 1970-х гг. работы по проектированию, модернизации и техническому сопровождению строительства речных кораблей были переданы в Зеленодольское ПКБ. С тех пор это бюро стало основным проектировщиком речных артиллерийских кораблей и катеров. Здесь главным конструктором проекта 1208 стал Н.П.Бобров.
«Слепень» предназначен для ведения боевых действий и несения пограничной службы на реках и озерах. Корабль водоизмещением 447-450 т вооружен двумя 100-мм пушками Д-10Т2С (разработчик ОКБ-9) и 7,62-мм спаренными с ними пулеметами ПКТ в башнях среднего танка Т-55, 30-мм автоматами АК-630 с радиолокационной системой управлением стрельбой «Вымпел», 12,7-мм крупнокалиберными пулеметами «Утес-М», 30-мм автоматическими гранатометами "Пламя", спаренной скоро¬стрельной перезаряжаемой пусковой установкой ЗИФ-121М для 140-мм НУРС системы А-223, ПЗРК «Стрела-2М». Главный командный пункт и погреба боезапаса имеют 35-мм бронирование. Энергетическая установка из трех дизелей мощностью по 3800 л.с. обеспечивает скорость до 23 уз. Мореходность корабля обеспечивается до 4 баллов. Фактически проект 1208 стал самым мощным в мире типом современного речного монитора.
Облик и боевая эффективность любого корабля определяется составом его вооружения. Специально для речных кораблей и катеров были разработаны РСЗО и гранатометные установки. Разработка комплекса неуправляемого реактивного вооружения кораблей А-223 "Снег" была задана ленинградскому КБ "Арсенал" Решением ВПК от 15 мая 1971 года. Две опытные ПУ ЗИФ-121М были изготовлены в 1974 году. Заводские испытания проводились в 1974-1976 года, государственные - на корабле проекта 1208 (зав. № 201) на реке Амур в районе Хабаровска.
Практически одновременно для речных и десантных катеров ВМФ по Постановлению правительства от 15 марта 1971 года московским КБ точного машиностроения был создан башенный вариант БП-30 установки 30-мм автоматического гранатомета АГС-17. Государственные испытания системы были проведены в 1974 году. А уже с 1975 года 30-мм морским установками БП-30 с автоматическими гранатометами оснащались корабли проекта 1208 «Слепень». В 1975-1985 гг. на Хабаровском заводе построено 11 кораблей проекта 1208 (один из них в 1984 году по измененному проекту 12081).
В 1974 году Зеленодольское ПКБ начало прорабатывать артиллерийский речной корабль проекта 1248 «Москит». В следующем году бюро выполнило эскизный проект 1248 (гл. конструктора Н.П.Бобров, с 1980 года - В.И.Юдин) речного бронекатера нового поколения, а в 1976 году – технический проект. Его водоизмещение составляло около 220 т, почти втрое больше чем у проекта 1204. Корабль был вооружен 100¬-мм танковой пушкой Д-10Т2С и 30-мм автоматом АК-630М, 12,7-мм пулеметами «Утес-М» и скорострельной пусковой установкой ЗИФ-121М для 140-мм НУРС. Дизельная установка мощ¬ностью 3х1100 л. с. обеспечивает скорость более 17 уз. В 1979-1991 гг. на Сретинском заводе построена серия кораблей проекта 1248. Тогда же на Хабаровском заводе строились пограничные корабли управления проекта 1149, спроектированные Зеленодольским ПКБ в корпусе «Москита» с сокращенным составом вооружения и увеличенным числом средств связи.
Одновременно бюро для поставки на экспорт была проработана модификация катера проекта 1248. В ней 12,7-мм пулеметная установка была заменена на вто¬рой 30-мм автомат, а пусковая установка для НУРС - на боевое отделение боевой машины десанта БМД-3 «Бахча» (объект 950) в составе 30-мм автоматической пушки 2А42, 7,62-мм пулемета ПКТ и ПТРК «Конкурс» с ПТУР 9М113 (9М113М). Кроме этого ПКБ в 1980 году разработало технический проект 12240 катера для поставки во Вьетнам.
С 1986 года Зеленодольское ПКБ для замены катеров проекта 1204 начало проектирование нового транспортабельного по железной дороге речного мелкосидящего артил¬лерийского катера проекта 12130 «Огонек» (гл. конструктор В.И.Юдин) водоизмещением 91 т с наибольшей скорость до 20 узлов. Эскизный проект утвержден в 1989 году, корректировка технического проекта проведена в 1992 году. Вооружение катера состоит из 30-мм артустановок, 7,62-мм пулеметов и ПЗРК типа «Игла». Он предназначался для решения задач в районах портов, на реках и озерах. Во второй половине 1990-х гг. головной катер проекта 12130 был передан пограничникам. Конструкторы подготовили вариант катера для экспорта.




АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ «АСТРАХАНЬ»

Сегодня интерес к малым кораблям предназначенным для действий в прибрежной зоне проявляют многие страны, в том числе флоты США и Россия. Американцы это вынесли из последних военных конфликтов и планов использования своих вооруженных сил в будущем. У Российской Федерации много пограничных рек, еще есть Каспийская военная флотилия – действующая в Каспийском море. Там условия особые.
Программа Littoral Combat Ship (LCS), так называемого литорального боевого корабля - корабля принципиально нового класса, которого нередко относят к боевым средствам поколения after next, то есть обладающего возможностями не только дня сегодняшнего или завтрашнего, но и послезавтрашнего. была начата в 2002 году. В 2003 году правительством США объявлен тендер на создание боевого корабля прибрежной зоны LCS (Littoral Combat Ship). Для решения поставленной задачи «Lockheed Martin» образовала консорциум в составе компании «Blohm+Voss», американской судостроительной верфи «Боллингер», а также нескольких специализированных фирм. Сдача первых кораблей предположительно состоится в 2007 году.
Проект Lockheed Martin однокорпусный полуглиссирующего типа. Он получил название Sea Blade («Морской клинок»). Длина корабля – 115,5 м, ширина – 13,1 м, осадка – 3,7 м, водоизмещение – 2839 т, скорость полного хода при волнении до 3 баллов – 50 узлов, дальность плавания экономической скоростью 18 узл. – 3550 миль, а скоростью 45 узл. – 1150 миль.
В носовой части – 57-мм автоматическая артиллерийская установка шведской фирмы Bofors, которая теперь является филиалом американской компании United Defence. Вместо 57-мм пушки может устанавливаться 76-мм автоматическое орудие итальянской фирмы OTO Melara. По бортам носовой части надстройки – площадки с крупнокалиберными 12,7-мм пулеметами. Еще два пулемета размещены в районе вертолетной палубы.
Россия, конечно, не собирается воевать в дали от своих берегов, как ВМС США, но корабли смешенного класса для использования в озерах и реках создает. И они станут наследниками речных бронекатеров, артиллерийских катеров, канонерских лодок и мониторов.
По заказу ВМФ России в начале 2000-х гг. ФГУП «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» был спроектирован малый артиллерийский корабль проекта 21630 «Буян» (гл. конструктор Я.Е.Кушнир). Научно-техническое сопровождение проектирования и строительства корабля осуществляет ВМФ, главный наблюдающий ВМФ по проекту 21630 – капитан 1 ранга В.И.Денисов В.И. из 1 ЦНИИ МО.




Согласно заданию, он предназначен для охраны и защиты 200-мильной экономической зоны государства. Корабли этого проекта способны плавать, как в устьях рек, так и выходить в море. Основной миссией «Буяна» будет патрулирование российской территории на Каспии, возможно в других регионах и антитеррористические операции в прибрежной зоне. Он может привлекаться к борьбе с браконьерами и наркоторговцами.
Фактически этот корабль является продолжателем канонерских лодок и речных артиллерийских кораблей. Как известно, канонерские лодки имели мощное артиллерийское вооружение и действовали в прибрежных районах моря, озерах и на реках. Использовались они в основном в десантных операциях и для поддержки приморских флангов сухопутных войск. Приблизительно эти задачи призвано решать вооружение корабля проекта 21630 «Буян».
Весной 2003 года ВМФ России провел конкурс на право строительства головного корабля проекта 21630. В сложнейшей конкурентной борьбе Судостроительная фирма «Алмаз» одержала победу. Поэтому 30 января 2004 года на предприятие был заложен головной артиллерийский корабль типа «Буян», который получил наименование «Астрахань» и заводской номер 701. Водоизмещение корабля составляет более 500 т, наибольшая скорость хода до 26 узлов.
Одной из главных достоинств корабля это использование технологий «Стелс», что должно сделать его малозаметным для радаров потенциального противника. Насколько эффективны мероприятия по снижению заметности примененные на «Буяне» покажет время, но форма корпуса и надстройки говорят о использовании этих решений. Несмотря на относительно небольшое водоизмещение, корабль обладает мощным вооружением и имеет хорошие мореходные качества. Он будет оснащен современными навигационными и оружейными комплексами.
Основным оружием корабля является артиллерия и неуправляемые ракеты. Одна 100-мм универсальная пушка А-190 размещена в носовой части «Буяна», она была отработана на индийских фрегатах типа Talwar проекта 11356, построенных Балтийским заводом в начале 2000-х гг. Кроме этого на корабле имеется две шестиствольные 30-мм автоматические установки АК-306, одна пусковая установка РСЗО «Град-М», турельная установка «Гибка» с ПЗРК «Игла», средства постановки помех ПК-10, РЛС «Позитив», ГАС поиска и обнаружения ПДСС, другие системы.
Малая осадка - непременное условие плавания вблизи берега, на реках и озерах. Катера класса "Буян" будут оснащены уникальными водометными движительными установками состоящим из двух водометов. Они обеспечивают кораблю осадку не более двух метров.
Одна из попыток создать водометную установку для кораблей отечественного ВМФ была предпринята в начале 1970-х гг. Тогда Зеленодольское ПКБ разработало сокращенный технический проект 204В переоборудования малого противолодочного корабля проекта 204 под водометы и их испытания. Корабль был доставлен на завод, но его переделки дело не дошло. Возможно, сегодня водомет будет доведен «до ума» и установлен на «Буяне».




Как отмечают специалисты, водометы таких габаритов и мощностей еще никогда не производились в России. Поэтому два года назад Зеленодольским ПКБ был объявлен тендер на их проектирование и поставку. В результате "Звездочка" выиграла конкурс у известных всему миру финских, норвежских компаний, а также ряда российских предприятий КБ "Винт", "Морская техника" и других. В 2005 года ГП «Звездочка» полностью укомплектовало водометами головной "Буян" - "Астрахань". Они обеспечивают высокую маневренность корабля на мелководье, снижение шумности и ходовой вибрации.
Главная энергетическая установка корабля проекта 21630 дизельная, дизеля для нее поставляются петербургским ОАО «Звезда», имеющим большой опыт работы с ВМФ. Сейчас это предприятие для другого нового ракетного корабля проекта 12300 «Скорпион» разработало модификацию дизеля 56ЧН16/17 типа М530 мощностью 4600 л.с. с существенно повышенными значениями ресурсных показателей. В тоже время другие модернизированные двигатели М503Б, М504А, М504Б, М507А М521ТМ5 ОАО «Звезда» легче, чем их зарубежные аналоги, в частности двигатели немецкой фирмы "МТУ" - основного конкурента. В новых моделях двигателей М532А, М534, М533, которые представлялись на международных выставках, был увеличен в 2 раза ресурс, который между капитальными ремонтами двигателей составляет 4000 часов наработки, что весьма существенно для заказчиков. Кроме того, в настоящее время здесь созданы и выпускаются дизеля третьего поколения типа М470, М470М и др.
Как предполагалось сначала, заложенный на ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз" в январе 2004 года корабль «Астрахань» должен был передан Каспийской военной флотилии до конца 2005 года. Осенью 2005 года должны были завершиться государственные испытания зав. №701 «Астрахань», но этого не случилось, сдача перешла на 2006 год. Это вызвано тем, что на этом судне корабелы только отрабатывали новые технологии, и теперь они должны пойти в серию. Как было заявлено, что если испытания пройдут удачно, то предприятие "Звездочка" начнет серийное производство водометных движителей.
В строительстве корабля принимают участие и другие предприятия: НПО «Аврора» (ген. директор В.В.Войтецкий), ОАО «Звезда» (ген. директор П.Г.Плавник), НПО «Звезда» (ген. директор В.А.Радченко), ОАО «ЭРА» (ген. директор В.С.Татрский), ОАО «Буревестник» (ген. директор В.Н.Глебов) и другие.




ВООРУЖЕНИЕ КОРАБЛЯ «БУЯН»

Артиллерийское вооружение состоит из 100-мм универсальной артиллерийской установки А-190Э и двух 30-мм автоматических шестиствольных пушек АК-306, управление их стрельбой осуществляется универсальной малогабаритной РЛС «Ласка». Оно может быть дополнено двумя 14,5-мм пулеметными установками МТПУ и некоторым количеством 7,62-мм пулеметов.
Универсальная артустановка А-190Э «Универсал» создана конструкторами нижегородского ЦНИИ "Буревестник" (главный конструктор А.П.Рогов). При ее проектировании максимально использовался опыт разработки и эксплуатации 76-мм артсистемы АК-176. Разработка А-190Э финансировалась не только за счет ВМФ России, но и инозаказчиком. Кроме ЦНИИ "Буревестник", в работе по арткомплексу принимали участие специалисты московского КБ "Аметист" и серпуховского радиотехнического предприятия "РАТЕП", разработавшего уникальную систему автоматического управления и контроля, санкт-петербургского ОАО "Машиностроительный завод "Арсенал", изготавливавшего и доводившего артсистему до уровня требований заказчика. В 2001 году установка А-190 была принята на вооружение. Артустановка может эксплуатироваться при температурах от -40 до +500С, в том числе в условиях тропического климата.
В московском НИМИ для корабельной установки АК-100 созданы следующие боеприпасы: выстрел АЗ-УЗС-58 с зенитным снарядом АЗ-ЗС-58 с дистанционным механическим взрывателем ДВМ-60М1, выстрел АЗ-УЗС-58Р с зенитным снарядом АЗ-ЗС-58 с радиовзрывателем типа АР-32, выстрел АЗ-УОФ-58 с осколочно-фугасным снарядом АЗ-ОФ-58 с головным ударным взрывателем В-429 (В-429Е, разработчик НИИ "Поиск"), учебно-тренировочный выстрел АЗ-УЧ-58.
Система А-190Э может быть выполнена по технологии "стелс". Как считают специалисты, эта установка может иметь хорошие перспективы при поставке на экспорт, она может устанавливаться взамен пушек АК-176, Compact, Super Rapid 76-мм калибра. Она повышает эффективность боевого применения более чем в три раза в сравнении с АК-176 и открывает широкие перспективы поставок этой артустановки на надводные корабли отечественной и иностранной постройки. Благодаря новой 100-мм А-190Э впервые был сокращен типоразмерный ряд артустановок среднего калибра для установки на кораблях различного водоизмещения, она может заменить в ВМФ России 76-мм артустановку АК-176 и 100-мм пушку АК-100.
Носителями А-190Э сегодня являются фрегаты проекта 11356, корветы проекта 20380 и малые артиллерийские корабли типа «Буян», в качестве потенциальных носителей можно рассматривать фрегаты проекта 11541 «Корсар», корветы проектов 20382 «Тигр», 11661 «Гепард» и 12300 «Скорпион». Можно значительно повысить и эффективность других кораблей при проведении модернизации артвооружения, таких как СКР проектов 1159 и 1124, ракетного корабля проекта 1234 и др.
30-мм облегченная автоматическая установка АК-306 может дистанционно управляться от оптического прицельного устройства (ПO-1) или визирной колонки. Она создана специалистами тульского КБ приборостроения и выпускается предприятием «Туламашзавод». АК-306 предназначена для вооружения кораблей с основной задачей: уничтожение противокорабельных ракет, самолетов, вертолетов и других средств воздушного нападении противника; поражение малоразмерных морских надводных целей и расстрел плавающих мин, поражение видимой открытой живой силы и огневых точек противника на берегу. На установке применен облегченный шестиствольный автомат с вращающимся блоком стволов с электрическим двигателем АО-18Л. Она используется для вооружения малых кораблей, устанавливалась на тральщики, пограничные сторожевые корабли и катера.




Для управления артиллерийской стрельбой на корабле проекта 21630 установлена система управления 5П10-3 «Ласка». Она управляет стрельбой артсистем А-190, АК-306 и пусковыми установками МС-73М РСЗО «Град-М». Подобная система уже недавно была поставлена за рубеж, ее установили на малые ракетные корабли проекта 1234ЭМ и ВМС Ливии. «Ласка» разработана в КБ «Аметист» (гл. конструктор Л.Б.Ханин) и изготовляется ГПЗ «Топаз» (директор В.С.Климентьев), она является одной из модификаций унифицированного ряда РЛС управления стрельбой корабельных артиллерийских систем различных калибров от 25 до 203 мм. Разработан оптимальный ряд модификаций РЛСУ 5П-10 (5П-10Э, 5П-10-02, «Ласка» и др.), позволяющий удовлетворить практически все требования проектантов кораблей и разместить эти РЛС практически на всех классах кораблей - от катеров и патрульных судов до кораблей среднего и большого водоизмещения. Эти принципиально новые радиолокационные системы управления разработаны КБ «Аметист» в конце 1990-х гг. для дальнейшего улучшения характеристик артвооружения строящихся и находящихся в эксплуатации кораблей.
В состав системы «Ласка» входят: РЛС освещения обстановки и точного сопровождения целей, встроенные лазерный и телевизионные каналы, приборы управления стрельбой с индикаторным устройством и пультом управления, аппаратура сопряжения с артиллерийскими установками и общекорабельными системами. Она способна решать задачи управления артиллерией при борьбе с воздушными (ПВО -.ПРО) и надводными целями в ближней зоне.




По традиции, как и раньше на кораблях подобного класса (проекты 1124, 1125, 1204, 1248 и др.), на МАК «Буян» установлена реактивная система залпового огня (РСЗО) «Град-М» с одной пусковой установкой МС-73М. 122-мм корабельный комплекс неуправляемого реактивного оружия А-215 «Град-М» предназначен для вооружения надводных кораблей военно-морского флота с целью огневой поддержки высадки десанта и обеспечивает: - поражение площадных целей, живой силы и техники в прибрежной зоне; - поражение надводных целей. Комплекс создан для обеспечения эффектовной огневой поддержки морского десанта непосредственно с больших десантных кораблей.
Тактико-техническое задание на разработку комплекса «Град-М» было утверждено заместителем Главнокомандующего ВМФ 12 января 1966 года. В Управлении ракетно-артиллерийского вооружения (УРАВ) ВМФ ей присвоили индекс А-215. В морской системе использовался реактивный снаряд М-21ОФ (9М22), созданный для полевой реактивной системы залпового огня «Град».
К тому времени, когда начались работы по морскому варианту «Град-М», сухопутный уже был отработан, с 1964 году запущен в серийное производство и имел некоторый опыт эксплуатации. Из-за специфических условий эксплуатации и возможности производить механизированное заряжание пусковой установки ее было принято делать из блоков со снарядами. На полевой все 40 направляющих собраны в один блок, который является не разъемной частью артсистемы «Град». Корабельная система стала состоять из следующих основных элементов: наводящейся в двух плоскостях пусковой установки (ПУ) МС-73, системы управления стрельбой «Гроза-1171», устройств хранения и подачи с боекомплектом на 160 реактивных снарядов, лазерного дальномерного визирного усторойства.
Пусковая установка МС-73 создана в ГКБ компрессорного машиностроения Минавиапрома (руководитель А.И.Яскин) - НПП "Старт". Она предназначена для комплектования корабельной РСЗО "Град-М". ПУ вмещает в барабане 8 пусковых пакетов по 20 реактивных снарядов в каждом. В бою пакеты попарно подаются на пусковые направляющие, это позволяет вести залповый огонь с интервалом схода снарядов 0,5 секунды. На вес залп требуется всего 7,3 секунды. После залпа пустые пакеты опускаются в барабан, а на направляющие подается следующая пара пакетов. Время перезаряжания составляет две минуты.
Морские испытания проводились силами Балтийского флота на большом десантном корабле БДК-104 (зав. №300) проекта 1171 с марта по май 1972 года. Вскоре морская РСЗО «Град-М» была принята на вооружение ВМФ. Основным носителем РСЗО «Град-М» стали большие десантные корабли проектов 1171, 1174 и 775. На которые для управления РСЗО на корабле устанавливается система "Гроза-1171".




В 1980-е годы проводились работы по модернизации РСЗО "Град-М", новая система получила обозначение А-215М "Град-Прима". Число направляющих в системе было сохранено, однако повышение эффективности предлагалось достичь за счет применения новых снарядов массой до 70 кг с увеличенной дальностью стрельб до 25 км. Одновременно с этой ПУ можно было использовать штатные РС системы "Град".
Реактивный снаряд М-21ОФ (9М22), массой в 66 кг и длиной 2855 мм, создан в НИИ-147 и первоначально изготовлялся на заводе №176 Приокского совнархоза (завод «Штамп») для РСЗО «Град». Снаряд М-21ОФ предназначен для уничтожения и подавления живой силы и боевой техники противника в районах сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, для разрушения укреплений, опорных пунктов и узлов сопротивления противника. По осколочному и фугасному действию РС М-21ОФ был в 1,7-2 раза эффективнее 140-мм снаряда М-14ОФ. Сегодня сухопутный «Град» может применять снаряды различного назначения, в том числе 9М22, 9М23, М-210Ф, 9М22У, 9М22С, 9М42, 9М43, 3М16, 9М519-1-7 и др.
Самооборону малого артиллерийского корабля проекта 21630 от низколетящих средств воздушного нападения осуществляет зенитно-ракетная турельная установка 3М-47 «Гибка». Известно, что она создавалась в рамках научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы с одноименным названием. Головным исполнителем по ним был МНИИРЭ «Альтаир», в настоящее время входящий в концерн «Алмаз – Антей». Однако в результате работы появилось два варианта «Гибки», один создан «Альтаиром», второй разработали конструкторы радиотехнического предприятия «РАТЕП» из Серпухова. Руководство ВМФ отдает предпочтение «альтаировской» разработки. Но 2-м международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге были выставлены оба образца этой системы. По заявлению специалистов МНИИРЭ их образец имеет большие перспективы, в том числе за счет использования более совершенной аппаратуры обнаружения воздушных целей. В общем, так и получается, разработчик МНИИРЭ «Альтаир», изготовитель «Ратеп».




Турельная установка 3М-47 предназначена для обеспечения наведения и дистанционного автоматизированного пуска ракет типа "Игла" В интересах защиты надводных кораблей водоизмещением от 200 тонн и выше в зоне сверхмалой дальности от атак средств воздушного нападения в условиях естественных (фоновых) и искусственных помех.

ЗЕНИТНО-РАКЕТНАЯ ТУРЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 3М-47 «ГИБКА»

Корабельная турельная пусковая установка (КТПУ) обеспечивает одновременный обстрел одной цели последовательно одной и более ракетами, а так же залповую стрельбу двумя ракетами по этой цели. Ракеты имеют оптическую пассивную следящую, с селектором исскуственных тепловых помех головку самонаведения. В качестве источников предварительного целеуказания «Гибка» используем информацию от общекорабельных РЛС типа «Фурке», «Фрегат» и «Позитив». На МАК «Буян» для этого имеется РЛС «Позитив».
Как покажет себя «Гибка» в морских условиях станет ясно очень скоро, когда МАК «Астрахань» пройдет весь цикл испытаний. А это должно произойти до конца этого года.
Для постановки помех корабль оснащен корабельным комплексом помех ближнего рубежа ПК-10. Это вызвано тем, что по мере совершенствования электронных средств самонаведения противокорабельных ракет (ПКР) морского, воздушного и берегового базирования возрастает роль радиоэлектронных средств борьбы с ними. В состав комплекса входят: две пусковые установки КТ-216, пульт дистанционного управления, выносной пульт управления, выпрямительный агрегат, снаряды радиолокационных и оптико-электронных помех.
Из всех видов противоракетной обороны системы постановки ложных целей остаются самыми дешевыми простыми и достаточно эффективными компонентами защиты кораблей способами дезориентации, отвлечения и увода ПКР от цели Снаряды-постановщики обеспечивают имитацию полей излучения и (или) рассеяния электромагнитных волн кораблями различного класса, на которые реагирует система самонаведения ракеты, что приводит к срыву сопровождения ракетой корабля или перенацеливанию ее на ложную цель.
В системе ПК-10 используются следующие типы 120-мм снарядов: АЗ-СР-50,АЗ-СОМ-50,АЗ-СО-50. Они разработаны в ОАО «Институт прикладной физики» (Гл. конструктор Ю. Иванов). Пусковая установка КТ-216 заряжается в ручную десятью снарядами. Она обеспечивает стрельбу снарядами помех в любое время суток и года. Ее наведение осуществляется дистанционно с прибора дистанционного управления и выносного пульта управления.
В качестве средства общего обнаружения воздушных и надводных целей на МАК «Буян» применена радиолокационная станция «Позитив». Есть несколько модификаций этой РЛС. Их рабочий диапазон частот X (3 см). Антенна станции представляет из себя плоскую фазированную антенную решетку (ФАР) с многолучевой диаграммой направленности. Для управления диаграммой направленности по углу места используется фазочастотный метод. РЛС одновременно определяет пеленг (обзор 3600 с периодом вращения от 1 до 20 с), дальность (до 80…150 км) и угол места цели (до 850, по высоте до 20-30 км).




Кроме того, корабль оборудована системой госоопознования с двумя антеннами, расположенными побортно на мачте, средствами радиоразведки и радиоэлектронной борьбы, навигационной РЛС, предположительно это может быть станция типа МР-231. Такая РЛС неоднократно демонстрировалась предприятием «Горизонт» из Ростова-на-Дону на международных выставках, в том числе и на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Создано и производится несколько вариантов РЛС МР-231, они отличаются габаритами антенного устройства и выходными характеристиками.
Какое радиоэлектронное оборудование и вооружение находится на «Буяне» пока не доводится для широких кругов общественности, это станет доступно после оформления необходимых документов. Но известно, что при поставки на экспорт корабли с аналогичным вооружением и близких массогабаритных характеристик оснащаются навигационным комплексом типа «Ладога-МЭ» ЦНИИ «Электроприбор», боевой информационно-управляющей системой типа «Сигма-Э» НПО «Марс», комплексом радиоэлектронного подавления типа ТК-25Э.
На корабле проекта 21630 предусмотрена установка оптико-электронного устройства, которое может использоваться для управления оружием. Сегодня в распоряжении российского ВМФ уже имеется вариант подобной системы – это оптико-электронная система управления стрельбой корабельной артиллерии ИСП-520М, представленная КБ «Аметист» в двух вариантах на Международном военно-морском салоне 2005 года в Санкт-Петербурге. Этот прибор является модернизацией уже известной системы СП-520Э «Конденсор-М».
ИСП-520М предназначена для автономно или по целеуказанию от других средств поиска, сопровождения целей, управления стрельбой артиллерией и РСЗО. Обычно эта система вместе с РЛС управления типа 5П10 («Ласка» и «Пума») и приборами управления входит в общую структуру многофункционального, многоканального комплекса артиллерийского вооружения. Она так же может использоваться автономно в качестве общекорабельного визира наблюдения и целеуказания. В кооперации изготовителей СП-520М задействованы КБ «Аметист», ОАО «ЛОМО» и НПК «Пуск».




Кроме этого корабль оснащен гидроакустической станцией обнаружения подводных диверсионных сил и средств типа «Анапа-МЭ». Она вместе с вьюшкой для кабеля и устройствами установки за борт размещается за надстройкой корабля по левому борту. Такие станции могут обнаруживать в круговом секторе подводных пловцов в ластах на дальности до 200-300 м, их же на средствах движения – до 300-400 м.
Есть так же возможность постановки мин с корабля, для этого в корме побортно имеются специальные рельсы.
Для повышения эффективности организации управления кораблем, улучшения условий работы командного состава корабля и улучшения общего дизайна помещения ходовой рубки предусмотрена интегрированная мостиковая система ходового командного пункта. Системы управления техническими средствами корабля объединены в комплексную систему управления техническими средствами корабля.




ВТОРОЙ «БУЯН» ИЛИ ПЕРВЫЙ СЕРИЙНЫЙ

В соответствии с кораблестроительной программой 25 февраля 2005 года на СФ «Алмаз» был заложен первый серийный малый артиллерийский корабль проекта 21630, его назвали «Каспийск» (заводской №702). На этом мероприятие были официальные представители центрального аппарата ВМФ России, Ленинградской ВМБ, представительства Президента РФ в СЗФО, управления судостроительной промышленности, директора предприятий – смежников, органов власти Санкт-Петербурга.
На горизонтальном стапельном месте в закрытом эллинге прямо перед корпусом однотипного корабля «Астрахань» была установлена днищевая секция нового корабля «Каспийск». В торжественной обстановке к ней была привинчена закладная доска. Было отмечено, то что, первый серийный корабль закладывается рядом с головным в серии и фактически на одном стапеле. Как предполагается, «Каспийск» будет передан заказчику в 2007 году и он, как и головной «Астрахань», пополнит боевой состав Каспийской флотилии.
Как уже подчеркивалось, «Каспийск» не последний корабль этого проекта, на «Алмазе» будет построена серия таких кораблей. Но корабли в серии могут отличаться друг от друга. По заявлению начальника - главного конструктора Зеленодольского ПКБ А.В.Романова в процессе строительства серии на кораблях может меняться состав вооружения, другие элементы и системы, включая энергоустановку.
По словам начальника управления кораблестроения ВМФ России контр-адмирала А.Ф.Шлемова, присутствующего на церемонии закладки, "будет построена серия кораблей в количестве не менее семи единиц. Окончательное количество будет определяться программой кораблестроения".
Год назад, при закладке головного корабля «Астрахань» (зав. №701) главнокомандующим ВМФ России В.И.Куроедовым было отмечено, что в серии к 2010 году может быть построено до пяти однотипных кораблей.
По словам Генерального директора Л.Г.Грабовца: «Строительство головного корабля «Астрахань» выполняется с высоким качеством и точно в срок. Именно это позволило «Алмазу» получить заказ на строительство первого серийного корабля. Мы гордимся тем, что строим корабли для Военно-Морского флота России». Артиллерийский корабль станет первым кораблем в третьем тысячелетии, построенным на СФ «Алмаз» для российского Флота.

ТРЕТЬИМ СТАЛА «МАХАЧКАЛА»

Третий корабль в серии «Махачкала» проекта 21630 был заложен на ОАО «Судостроительная фирма» Алмаз» 24 марта 2006 года. В торжественной церемонии закладки принял участие Главнокомандующий ВМФ РФ - Адмирал Флота В.В.Масорин. Закладка проводилась в закрытом эллинге, где фактически оказались одновременно все три МАКа типа «Буян». По заявлению представителей фирмы «Алмаз», в настоящее время заканчивается подготовка к заводским испытаниям головного корабля проекта 21630 «Астрахань», сформирован корпус второго корабля «Каспийск». «Астрахань» предполагается сдать ВМФ России летом 2006 года.
По словам Главнокомандующего ВМФ РФ адмирала флота Владимира Масорина, «этот корабль предназначен в первую очередь для действий вблизи берега, в том числе для действий против берега. Кроме того, на нем достаточно хорошее зенитное вооружение и новые современные системы». «На этом корабле, - отметил Масорин, - реализовано в жизнь 20 новых систем. Еще его преимущество в том, что он мелкосидящий. У него осадка совсем небольшая, это как раз подходит для плавания в реках и по всему Каспию».
По словам Генерального директора «Судостроительной фирмы «Алмаз» Леонида Грабовца: «Предприятие готово выступить с инициативой каждый год сдавать по одному кораблю проекта 21630. При этом гарантировать заказчику, точное соблюдение сроков и высокое качество исполнения заказа. Также Леонид Грабовец отметил, что у предприятия сложились конструктивные отношения с Управлением заказов и поставок кораблей, морского вооружения и техники, которое обеспечивает бесперебойное финансирование в рамках Гособоронзаказа».
По заявлению бывшего командующего Каспийской флотилией Ю.Старцева стоимость головного корабля «Астрахань» составляет 372 млн. рублей, серийные корабли могут обойтись заказчику – ВМФ России не дороже 250 млн. рублей.
Сейчас головной «Буян» - МАК «Астрахань» завершает государственные испытания. В июне - июле он выполнил артиллерийские и другие стрельбы на полигоне на Ладожском озере. До этого с апреля - мая 2006 года корабль проходил морские испытания в Балтийском море. 18-19 июня он перебазировался из Кронштадта в поселок Понтонный, преодолев разводные мосты Санкт-Петербурга ночью. Затем совершил переход по реке Нева на Ладожское озеро.
Как известно, заводские испытания «Астрахани» были начаты в прошлом году, тогда же ее и предполагалось передать заказчику – ВМФ России. Но испытания затянулись, корабля даже вернули в строительный эллинг Судостроительной фирмы «Алмаз», где он и находился при закладке третьего «Буяна» - «Махачкала». Вероятно, заводчане устраняли конструктивные недоработки корабля, выявленные в 2005 году.
Но теперь, несмотря на некоторую задержку со сроками сдачи, все-таки испытания корабля завершаются, и он может быть передан ВМФ уже в середине лета 2006 года. Затем, согласно планам, МАК «Астрахань» передадут для службы на Каспийской военной флотилии, куда он до конца года и совершит переход внутренними водными путями России.
Если в этом году все пойдет по плану, как ранее обещало руководство СФ «Алмаз» «сдавать по одному кораблю каждый год», то есть большая доля вероятности увидеть второй корабль «Каспийск» типа «Буян», он же первый серийный МАК проекта 21630, на испытаниях в следующем году. А следовательно он может появиться в акватории Невы в июне - июле 2007 года в дни проведения 3-его Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге. Что может способствовать его продвижению на международный рынок вооружений. Так это будет или нет, покажет время.






МАЛЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 21630 ТИПА «БУЯН»
КОРАБЛЬ ПРИНИМАЮЩЕЙ СТОРОНЫ – МАК «МАХАЧКАЛА», САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 10.08.2013
МАК «МАХАЧКАЛА» НА ПАРАДЕ В ДЕНЬ ВМФ РОССИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. 26 ИЮЛЯ 2013 Г.
МАЛЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ «МАХАЧКАЛА» ПРОЕКТА 21630 НА МВМС-2013
МАЛЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ «МАХАЧКАЛА» ПРОЕКТА 21630. ФОТОРЕПОРТАЖИ
МАЛЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ «ВОЛГОДОНСК» ПРОЕКТА 21630 НА МВМС-2011
МАЛЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ (МАК) "ВОЛГОДОНСК" ПРОЕКТА 21630. ФОТОРЕПОРТАЖ, 29 ИЮНЯ 2012 ГОДА
ЦЕРЕМОНИЯ ПОДЪЕМА ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛАГА РФ НА ПЕРВОМ СЕРИЙНОМ МАЛОМ АРТИЛЛЕРИЙСКОМ КОРАБЛЕ (МАК) "ВОЛГОДОНСК" ПРОЕКТА 21630 (ФОТОРЕПОРТАЖ), ИЮНЬ 2012 Г.
СПУСК НА ВОДУ МАЛОГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО КОРАБЛЯ ПРОЕКТА 21630 "МАХАЧКАЛА"
СДАЧА ГОЛОВНОГО МАК «АСТРАХАНЬ» ПРОЕКТА 21630. ФОТОРЕПОРТАЖ, 1 СЕНТЯБРЯ 2006 ГОДА
МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 21631 ТИПА «БУЯН-М»
МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ (АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ) КОРАБЛЬ «ТОРНАДО» ПРОЕКТА 21632

ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ,ОБЩИЕ ТЕМЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВИДИО АРХИВ НОВОСТЕЙ ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
_ _ _ _ _ _ _ _ _

© А.В.Карпенко 2009-2014/A.V.Karpenko 2009-2014 Яндекс.Метрика
PageRank Яндекс цитирования