ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ ПО ОРУЖИЮ И ВООРУЖЕННЫМ СИЛАМ
СОБЫТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. МУЗЕИ
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА,СОБЫТИЯ
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ВИДИО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
АРХИВ НОВОСТЕЙ/NEWS ARCHIVE
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ВТС «БАСТИОН»

ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
КОНТАКТЫ/CONTACT

Рассылки Subscribe.Ru
Оборонно-промышленный комплекс, новости, история, развитие
Подписаться письмом



ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 613
THE SUBMARINE OF PROJECT 613




Средняя ПЛ пр. 613 - первая вновь созданная после войны При создании этой ПЛ было решено много новых технических задач, реализованных не только в пр. 613, но и на последующих проектах, в первую очередь, на большой ПЛ пр. 611. .
Всего предполагалось построить 340 ПЛ этого проекта, поэтому большое внимание уделялось вопросам организации и технологиям крупносерийного строительства. Разработка рабочих чертежей выполнялась исходя из основных принципов технологии постройки: поточно-секционного метода постройки, применения рентгенографического контроля сварных швов, агрегативности сборки механизмов и устройств, устранения ручных пригонок при монтаже, унификации узлов и материалов. Фактически было построено 215 средних подводных лодок пр. 613, составивших в 50-е годы основу подводных сил ВМФ СССР. Головная подводная лодка С-80 (заводской №801) была построена на судостроительном заводе “Красное Сормово” в Горьком и вступила в состав ВМФ в декабре 1951 г.
Опыт прошедшей войны потребовал внимательно изучать и учитывать при проектировании новых ПЛ опыт отечественного и иностранного подводного кораблестроения. В частности, были тщательно обследованы и проанализированы трофейные немецкие проектные материалы по ПЛ VIIC и XXI серий (см. ПЛ типа С-14 и ПЛ пр.614). Результатом этого явились следующие характерные особенности средней ПЛ пр.613:
-вооружение подводной лодки торпедными аппаратами беспузырной стрельбы на глубинах до 30 м, а после модернизации—до 70 м;
-установка новых РЛС “Анкер”, ШПС “Феникс” и ГЛС “Тамир-5Л”;
-внедрение новой химической станции регенерации воздуха (РДУ), принятой на вооружение в 1951 г.;
-создание ПК в районе аккумуляторного отсека в виде двух сопряженных цилиндров, образующих вертикальную “восьмерку”, в целях рационального использования полезных объемов;
-изготовление (на последующих лодках серии) концевых сферических переборок ПК штампосварными вместо литых. При этом опорные кольца переборок, в отличие от конструкции сферических переборок довоенных подводных лодок, не приклепывались к прочному корпусу, а приваривались;
-применение для ПК новой высокопрочной низколегированной свариваемой хромо-никелевой стали марки СХЛ-4 с пределом текучести 40 кгс/мм2;
-обеспечение надводной непотопляемости при затоплении одного любого отсека ПК с двумя прилегающими к нему ЦГБ с одного борта при полном запасе топлива;
-установка специального обтекателя гидроакустической системы из нержавеющей стали в носовой оконечности;
-установка горизонтальных стабилизаторов кормового оперения для повышения динамической устойчивости;
-применение устройства РДП (работа дизеля под водой) с шахтой и поплавкомым клапаном, позволяющего производить подзарядку АБ при состоянии моря до 4 баллов при скорости около 5 уз. Воздух для работы дизелей забирался через шахту, выходящую на поверхность воды, а выхлоп выводился под воду на глубину 0,5—0,75 м. Приемные и выпускные трубы РДП были оборудованы автоматическими устройствами с дистанционным управлением запорными устройствами;
-осуществление бесшумной дифферентовки, при которой вода перегонялась только воздухом. Для этого каждую дифферентную цистерну делили на две равные части, одна из которых заполнялась начальным количеством дифферентовочной воды, а другая оставалась пустой. Дифферентовку производили перегонкой воды из заполненной половины цистерны одной оконечности лодки в пустую половину цистерны другой оконечности;
-подача пресной воды к водоразборным колонкам под давлением;
-отказ от применения кингстонов ЦГБ (кроме средней группы) для ускорения времени погружения лодки;
-широкое внедрение амортизации механизмов и оборудования;
-обеспечение аварийного продувания ЦГБ непосредственно воздухом высокого давления 200 кгс/см2 без применявшегося ранее дросселирования до 30 кгс/см2;
-применение развитой общесудовой системы гидравлики и ряд других новшеств.
Прочный корпус ПЛ был разделен на семь отсеков, из которых три — носовой, центральный пост и кормовой, — являлись отсеками-убежищами и ограждались прочными сферическими переборками, рассчитанными на давление 10 кгс/см2 со стороны вогнутости, обращенной к смежным отсекам.



В легком корпусе ПЛ размещалось 10 балластных цистерн. ЦГБ были бескингстонные, кроме цистерн №№ 4 и 5 средней группы. ВВД размещался в 22 баллонах вместимостью около 900 литров. Для набивки баллонов использовались 2 дизель-компрессора. Главный осушительный насос обеспечивал производительность 180куб.м/час при напоре 20 м вод. ст. или 22куб.м/час принапоре 125м вод.ст. Трюмные поршневые насосы ТП-20/250 имели производительность 20куб.м/час при напоре 250 м вод. ст. Первоначально ПЛ имели в носовой части цистерну плавучести, демонтированную после отказа от артвооружения. Запас топлива находился в трех цистернах внутри прочного корпуса вместимостью 56 т и в четырех цистернах, расположенных в межбортном пространстве емкостью 59 т. В отличие от подводных лодок довоенной постройки, где часть топлива принималась в топливно-балластные цистерны в перегрузку (усиленный запас топлива), на ПЛ пр.613 весь запас топлива входил в нормальную нагрузку лодки.
Энергетическая установка двухвальная в составе двух дизелей 37Д, которые при одинаковой с дизелями 1Д мощности (устанавливались на ПЛ IX бис и XIII серий), имели меньшие вес и габариты ., а также двух главных гребных электродвигателей типа ПГ-101 мощностью по 1350 л. с., двух электродвигателей экономического хода ПГ-103 мощностью по 50 л. с. каждый, двух групп АБ 46СУ по 112 элементов в группе. Скорость в подводном положении – 13,1 уз, по сравнению с предыдущими ПЛ, увеличивалась примерно в полтора раза, увеличивалась до 200м (т.е. в 2 раза) и предельная глубина погружения. ПЛ пр.613 имели более высокие, чем ПЛ IX и IXбис серий, мореходные качества.
Электродвигатели экономического хода приводили во вращение гребной вал через эластичную и бесшумную текстропную передачу и фрикционные муфты экономического хода. Между дизелями и главными ГЭД были установлены разобщительные шинопневматические муфты, допускавшие значительно большие изломы и смещения сопрягаемых осей частей валопровода и обеспечивавшие лучшую звукоизоляцию, чем муфты типа BAMAG, стоявшие на довоенных ПЛ. Щиты управления главными ГЭД были принципиально новой конструкции с механическими контакторами. По сравненною с ранее применявшимися , эти щиты отличались простотой управления и надежностью в работе
В процессе испытаний, предъявления и сдачи ПЛ был выявлен ряд конструктивных и производственных недостатков, были выявлены замечния по чертежам и эксплуатационной документации. В результате были согласованы 3 перечня, планомерно внедрявшиеся на серийные корабли при строительстве. Кроме того ПЛ подвергались многочисленным модернизациям, имевших цель в основном повышение ТТХ ПЛ и их надежности. К ним относились: установка замкнутой системы охлаждения дизелей и системы подогрева масла в их циркуляционных цистернах, установка воздушной системы охлаждения АБ, установка для приема топлива на ходу и демонтаж артвооружения, установка опытных РУ, ГЛС “Тулома” и ЗПС “Свияга”, замена РЛС поиска “Анкер” на “Накат,”а РЛС “Флаг” на “Альбатрос,” установка эхоледомера ”ЭЛ-1”, нового необмерзающего клапана РДП, системы стабилизации “Медуза” и т.п. ПЛ пр.613 использовались также для испытаний новой техники и оружия.
К модернизации подводных лодок пр. 613 приступили с головного корабля, и продолжали во время строительства серийных и закончили после завершения строительства последнего корабля серии (“С-365”, зав. № 254 - 30.06.58) через тридцать с лишнем лет, когда в 1989 году (по проекту 613Э), был подписан акт межведомственной комиссии по морским испытаниям опытной силовой установки на топливных элементах на корабле “С-273” (зав. № 714). Последнюю модернизацию выполнил завод “Красное Сормово”.
Казалось, что модернизационная способность проекта не исчерпаема, хотя техническим проектом предусмотрен запас на модернизацию всего в 5 тонн (менее 0,5% от нормального водоизмещения). Правда, в 1956 году было принято решение о снятии с корабля артиллерийского вооружения (скорострельные автоматические спаренные установки “СМ-243ИФ”, 57мм и “2М-8”, 25 мм) общим весом вместе с арт. запасом 7,5 тонн, в основном размещенном в верхней части (на палубе надстройки и в ограждении рубки), что заметно расширило модернизационные возможности по остойчивости.



Модернизационных работ по этому проекту было настолько много, что руководство судостроительной отрасли (Министерство тяжелого и транспортного машиностроения) вынуждено было для их координации создать в 1953 году в г.Горьком “Специальное конструкторское бюро” (СКБ-112, сейчас - ОАО“ЦКБ”Лазурит”), одной из основных задач которого была разработка технической документации по модернизации и техническое обслуживание и сопровождение заводов-строителей.
Собственно модернизация началась при строительстве первых кораблей. Сначала это была установка принятых на вооружение новых образцов оружия и радиоэлектронного оборудования, а также конструктивные изменения, связанные с совершенствованием технологии изготовления.
Например, первоначально проектом предусматривалось использование парогазовых торпед типа 53-38, 53-38У и 53-39, а также электрических торпед ЭТ-80, т.е. довоенных и военных образцов. Позднее, по мере принятия на вооружение новых образцов, прежние заменены на более современные образцы - парогазовые типа 53-51, 53-56, 53-57, 53-61, а также на самонаводящиеся электрические торпеды типа САЭТ-50 и СЭТ-56.
Затем последовали целевые модернизации по совершенствованию тактических возможностей, в том числе и для морских испытаний новых или опытных образцов техники.
Например, на проекте 613М проводились испытания опытных образцов серебряно-цинковых аккумуляторных батарей и главного гребного электромотора с кремнеорганической изоляцией, а на проекте 613Л предполагали испытывать устройства и средства протаивания льда.
Наконец, выполнялись очень крупные переоборудования корабля, существенно менялись тактические возможности, расширяя или изменяя само назначение, например, установка крылатых ракет по проекту 644.
В конце концов, объем модернизационных работ расширился настолько, что ВМФ разработал и выдал тактико-техническое задание на проектирование новой средней подводной лодки проекта 633, идущей на смену ПЛ пр.613. Головная подводная лодка нового проекта, построенная заводом “Красное Сормово” по чертежам СКБ-112, принята на вооружение 31 августа 1958 года.
Почти полувековой период строительства, модернизации и боевой службы подводных лодок проекта 613 в нашей стране и за рубежом является наглядным историческим примером перманентного совершенствования подводных сил страны при умелой активной и творческой работе военных моряков и кораблестроителей.
Разработка рабочих чертежей по ПЛ пр.613 выполнялась исходя из принципиальной технологии постройки, предусматривающей:
- поточно-секционный метод постройки;
- широкое применение автоматической сварки;
- применение рентгенографического контроля сварных швов;
- унификацию деталей изделий и материалов;
- агрегативность сборки механизмов и устройств;
- устранение, как правило, ручных пригонок при монтаже.
Следует отметить, что оба завода, первыми приступившие к строительству по этому проекту, основательно к нему готовились. На Николаевском заводе построили деревянный натурный макет размещения оборудования на лодке, который позволил проверить возможность доступа к местам крепления при монтаже и удобство обслуживания оборудования при эксплуатации. На заводе “Красное Сормово” провели, так называемое, отехнолаживание рабочих чертежей. К этой операции технологические службы завода и конструкторы обращались еще при подготовке к крупносерийному строительству “малюток” ХV серии, когда большая группа конструкторов ЦКБ-проектанта (ЦКБ-18) под руководством главного конструктора Ф.Ф.Полушкина вместе с сормовскими конструкторами и технологами корректировали и перевыпускали рабочие чертежи, приспосабливая и присноравливая их к местным производственным условиям и имеющемуся технологическому оборудованию. Строительство “малюток” ХV серии было вскоре передано другому заводу, но приобретенный опыт и навыки отехнолаживания рабочих чертежей пригодился при строительства ПЛ пр.613.
В связи с применением новых материалов, форм-корпуса и технологии его изготовления в 1951-1952 годах на Черном море были проведены испытания натурных и масштабных опытных отсеков, в том числе с “восьмеркой” на действие подводных взрывов глубинных бомб и мин. Позднее в 1958-1959 годах на Ладожском озере был выполнен комплекс исследований взрывостойкости и сотрясений на натурной подводной лодке “С-45” (зав.№ 804), а в 1954-1955 годах на Северном флоте проведены сравнительные мореходные испытания подводных лодок пр. 613 (“С-140”, зав.№ 201; “С-143”, зав.№ 204) и “Эски” серии 1Х-бис (“С-103”, зав.№ 265).
Менее чем через три года после начала строительства две подводные лодки, построенные в г.Николаеве и г.Горьком, были сданы флоту. Первая “сормовская” подводная лодка 613 проекта была сдана 2 декабря 1951 г. (командир В.М.Куприянов, инженер-механик И.И.Городовой), через полгода (24 мая 1952 г.) была сдана николаевская (командир А.Ф.Надеждин, инженер-механик И.И.Гаврилюк). Комиссия Государственной приемки ПЛ “С-80” (зав.№ 801) - председатель Е.Е.Полтавский - в приемном акте отметила: “Подводная лодка “С-80” является вполне современным кораблем, способным выполнять боевую задачу на любом морском театре войны.
В процессе испытаний, предъявления и сдачи этих подводных лодок выявлен ряд конструктивных и производственных недостатков, среди которых в частности отмечены такие:
- в систему гидравлики попадала забортная вода, возникали гидравлические удары, наблюдалась ненадежная работа гидравлических машинок клапанов вентиляции в подводном положении;
- у ряда выдвижных устройств наблюдались несанкционированные развороты (при креплении не учитывалось обжатие корпуса в подводном положении);
- на линии вала наблюдалась повышенная температура подшипников муфт экономического хода, запретные зоны крутильных колебаний, выходили из строя баллоны шинопневматических муфт.
Были и неприятные (“случайные”) инциденты с техникой. Например, на ПЛ “С-80”, зав.№ 801 при пробном пуске главного гребного электродвигателя он вышел из строя (“полетели гребешки”). При пуске главного дизеля лопнул воздушный трубопровод (из-за его “излишней” деформации при монтаже). Были и более серьезные аварии.
Накопился целый ряд замечаний по чертежам и эксплуатационной документации, некоторые из них были существенными. Ответственный за строительство подводных лодок на заводе “Красное Сормово” М.И. Лернер, например, вынес их на рассмотрение в ГУК (адмирал Н.В.Исаченков). В результате были согласованы три больших перечня замечаний, которые подлежали внедрению планомерно на серийных кораблях при строительстве.
В процессе эксплуатации построенных кораблей, а они, как вспоминал Л.М.Жильцов в то время служивший на ПЛ пр. 613, поступали чаще, чем успевали готовить для них команды.
Отрабатывались тактические возможности подводной лодки и вырабатывались предложения и рекомендации по совершенствованию образцов вооружения и техники с принятием на вооружение более совершенных образцов оружия и радио-электронного оборудования.
Первая стадия внедрения начиналась с конструкторских (проектных) проработок, например, во вновь организованном бюро (СКБ-112) в номенклатуре работ в те годы было почти 400 позиций различных проработок по модернизации ПЛ проекта 613. По результатам проектных проработок, как правило, принимались совместные решения на проведение той или иной модернизации. Всего было принято 196 совместных решений ВМФ и Минсудпрома различных уровней, по которым выполнены модернизационные работы на 175 кораблях серии.

Модификации ПЛ:
- проект 613В - ПЛ с увеличенной до 45 суток автономностью; на заводе “Красное Сормово” до 1962 г. было дооборудовано 27 ПЛ;
- проект 613А и 613АД - ПЛ для испытаний КР комплекса “Аметист”, переоборудована в 1964 г.;
- проект 613Б - ПЛ для заправки топливом гидросамолетов в море; проект разработан ЦКБ-112, не реализован;
- проект В-613 - опытная ПЛ с побортно расположенными 2 ракетными шахтами для запуска макетов БР, переоборудована в 1957 г.;
- проект 613Д4 - опытная ПЛ с 1 БР комплекса Д4 для проведения бросковых испытаний, переоборудована в 1961 г.:
- проект 613Д5 - опытная ПЛ для проведения бросковых испытаний БР комплекса Д5;
- проект 613Д7 - опытная ПЛ для испытаний БР комплекса Д7, переоборудована в 1961 г.
- проект 613Е - ПЛ для испытаний системы ВВД, переоборудована в 1959 г.;
- проект 613М - ПЛ для испытаний серебряно-цинковой АБ и ГЭД с кремнийорганической изоляцией;
- проект 613С - экспериментальная ПЛ для отработки аварийно-спасательных устройств; переоборудована в 1960 г.;
- проекты 613Х и 3П613 - ПЛ для испытания РЛС;
- проект П-613 - опытная ПЛ для морских испытаний КР комплекса П-5, переоборудована в 1957 г.;
- проект 640 - ПЛ радиолокационного дозора, 5 ПЛ переоборудовано в конце 50-х годов;
- проект 644 - ПЛ с двумя КР комплекса П-5, в 1960 г. переоборудовано 6 ПЛ;
- проект 644-Д - дооборудованная ПЛ проекта 644 для испытаний КР комплекса П-5Д,1960-1961 г.;
- проект 644-7 - ПЛ для морских испытаний КР комплексов П-7 и П-5Д, переоборудованна в 1962 г.;
- проект 666 - экспериментальная спасательная подводная лодка с подводным аппаратом, переоборудована в 1962 г.;
- проект 613Ш - ПЛ для проведения исследований в Арктике; технический проект разработан ЦКБ “Лазурит” в 1962 г.; переоборудована 1 ПЛ;
- проект 613РВ - ПЛ для испытания ракетоторпед, переоборудована в 1964 г.;
- “Северянка” - ПЛ для проведения рыбо-хозяйственных исследований, переоборудована в 1958 г.
- проект 613Э - опытная ПЛ для отработки установки ЭХГ, построена в 1989 г.

Особого рода переоборудованию или модернизации подвергались подводные лодки, передаваемые за рубеж. Они были связаны, как правило, либо с требованиями принимающей стороны, либо с требованиями Главного инженерного управления (ГИУ) ГКЭС, учитывающие местные условия принимаемой страны, либо были обусловлены заменой оборудования, выработавшего ресурс и т.п.
Такие переоборудования и модернизации совмещались с ремонтом, перед передачей (если в этом была необходимость) и всегда сопровождались перебалластировкой и контрольной вывеской.
Всего подводных лодок проекта 613 передано другим странам 39 единиц.
- Арабской Республике Египет - 10 ед.: “С-175”, (зав.№ 111), “С-180” (зав. № 211), “С-182 (зав. № 213), “С-184” (зав. № 215), “С-193” (зав. № 314), “С-226” (зав. № 438), “С-227” (зав. № 439), “С-228” (зав. № 440), “С-280” (зав. № 121), “С-380” (зав. № 458);
- Индонезии - 12 ед.: “С-79” (зав. № 417), “С-91” (зав. № 423), “С-218” (зав. № 430), “С-219” (зав.№ 431), “С-223” (зав. № 435), “С-225” (зав. № 437), “С-235” (зав. № 207), “С-236” (зав. № 208), “С-239” (зав. № 451), “С-290” (зав. № 141), “С-292” (зав. № 143), “С-391” (зав. № 50);
- Албании - 4 ед.: “С-241” (зав. № 453), “С-242” (зав. № 454), “С-358” (зав. № 152), “С-360” (зав. № 154);
- КНДР - 4 ед.: “С-75” (зав. № 413), “С-90” (зав. № 422), “С-325” (зав. № 154), “С-326” (зав. № 155);
- Сирии - 3 ед.: “С-167” (зав. № 703), “С-171” (зав. № 902), “С-183” (зав. № 214);
- ПНР - 4 ед.: “С-265” (зав. № 611), “С-278” (зав. № 914), “С-279” (зав. № 905), “С-355” (зав. № 461);
- БНР - 2 ед.: “С-244” (зав. № 212), “С-245” (зав.№ 213).







ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-18
Гл. конструктор В.Н. Перегудов, Я.Е. Евграфов, З.А. Дерибин
Завод-строитель "КрасноеСормово", Балтийский, им.А.Марти(г.Николаев), им. Носенко , им. Ленинского комсомола
Число кораблей в серии 215
Сроки вступления в строй, г. 1951-1958

Основные ТТХ
Нормальное водоизмещение, м3 1050
Длина наибольшая, м 76,0
Ширина наибольшая, м 6,3
Осадка средняя, м ок. 4,6
Запас плавучести, % ок.28
Архит.- конструкт. тип двухкорп.
Глубина погружения, м 200
Материал корпуса сталь
Автономность, сут. 30
Время непрерывного пребывания под водой, час. 200
Экипаж, чел. 52
Энергетическая установка:
- тип дизель-электрическая
- тип дизелей 37Д
- число х мощность (част. вращ., об/мин) диз., л.с. 2 х 2000(500)
- тип главных ГЭД ПГ-101
- число х мощность (част. вращ. об/мин) гл. ГЭД, л.с. 2 х 1350(420)
- тип ЭД эконом. хода ПГ-103
- число х мощность
ЭД экономич. хода, л.с. 2 х 50
- число гребных валов 2
- тип АБ свинцово-кислотная 46СУ
- число групп АБ х число
элементов в группе 2 х 112
Скорость хода, уз.:
- наибольшая надводная 18,2
- наибольшая подводная 13,1
- экономическая подводная ок. 2
- в режиме РДП 5
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз.):
- надводная 8580(10)
- подводная 13(13,0) или 353(2,0)

ВООРУЖЕНИЕ

Торпедное:
- число х калибр нос. ТА, мм 4 х 533
- число х калибр корм.ТА, мм 2 х 533
- общее число торпед 12
- тип торпед парогазовые и электрические
- тип приборов управления торп. стрельбой ПУТС-Л4-2
- число и тип мин, принимаемых
взамен торпед 22 АМД-1000
Зенитное артиллерийское(до 1956 г.):
- тип автоматических спаренных зенитных АУ СМ-24-ЗИФ и 2М-8
- число х калибр АУ, мм 1 х 57, 1 х 25
Средства навигации:
- гирокомпас "Курс-5"
- лаг ГОМ-3
- эхолот НЭЛ-3
- р/пеленгатор РПН-47-03
Cредства радиолокации:
- РЛС обн. надв. целей "Флаг"
- СОРС "Накат"
- РЛС опознавания "Факел-МО-1"
Гидроакустические средства:
- ГЛС "Тамир-5Л" - ШПС "Феникс"("Марс-24КИГ)
Средства радиосвязи:
- р/перед.КВ "Бриз-ИП-2", "Дельфин"
- п/передатчик УКВ "Рейд-И"
- р/приемн. КВ "Пурга-45"(Р-670)
- р/приемн. ДВ "Туман"(Р-672)
Оптические средства:
- перископ атаки ПА-7,5М
- перископ зенитный ПЗ-9М

СРЕДНЯЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 613
СРЕДНЯЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 613 – МУЗЕЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. ФОТОРЕПОРТАЖИ
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ПРОЕКТА 613
А.В.Карпенко «Новая подводная лодка - музей в Санкт-Петербурге»

ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ,ОБЩИЕ ТЕМЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВИДИО АРХИВ НОВОСТЕЙ ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
_ _ _ _ _ _ _ _ _

© А.В.Карпенко 2009-2014/A.V.Karpenko 2009-2014 Яндекс.Метрика
PageRank Яндекс цитирования