БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ (СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ) ПРОЕКТА 61
LARGE ANTI-SUBMARINE SHIP (PATROL SHIP) PROJECT 61
Большие противолодочные корабли проекта 61 в истории мирового кораблестроения по праву считаются этапными. Корабль принципиально отличался от ранее построенных для ВМФ СССР кораблей двумя особенностями: наличием двух зенитно-ракетных комплексов и применением в качестве силовой установки всережимной газотурбинной установки. За мелодичный свист газовых турбин их метко окрестили “поющими фрегатами”.
Оперативно-тактическое задание (ОТЗ) для разработки проекта тактико-технического задания на корабль ПВО и ПЛО, проект которого в дальнейшем получил номер 61, было утверждено главнокомандующим ВМФ 14 марта 1956 г. Назначением корабля, в соответствии с ОТЗ, являлось: противовоздушная оборона кораблей и транспортов в море от атак низколетящих самолетов и управляемых реактивных снарядов (крылатых ракет), а так же противолодочная оборона (ПЛО) кораблей и транспортов в море.
Большой противолодочный корабль "Сметливый" 15.07.1966 г. был заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 1710), спущен 26.08.1967 г. и 15.06.1968 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Вступил в строй 25.09.1969 г. и 21.10.1969 г. включен в состав Черноморского Флота.
06-12.03.1973 г. нанес визит в Латакию (Сирия),
26.09-01.10.1973 г.- в Сплит (Югославия),
09-13.08.1974 г. - в Варну (Болгария),
26.06-01.07.1980 г.- в Тунис.
19.02.1987 г. был поставлен в Севастополе на капитальный ремонт.
"Сметливый" был модернизирован в 1990-95 гг. по новому пр.01090. Главной особенностью этой модернизации стало применение нового морского неакустического комплекса МНК-300, антенной которого служит буксируемый за кормой 300-метровый кабель, принимающий комплекс различных излучении и реагирующий на тепловой, радиационный и шумовой след субмарины противника.
Так же на месте двух РБУ-1000 установили 8 направляющих для контейнеров противокорабельных ракет “Уран”, демонтировали кормовую артиллерийскую башню и в кормовой оконечности надстроили помещение для МНК-300. Около ходовой рубки разместили системы постановок помех ПК-10 и ПК-16, а также несколько дополнительных РЛС и систем управления для ПКР.
В настоящий момент переклассифицирован в СКР, весьма активно используется в боевых службах Черноморского флота. В 2003 году в составе группы кораблей Черноморского флота участвовал в совместных океанских учениях в Индийском океане совместно с Тихоокеанским флотом и с ВМС Индии.
В 2006 году проходил плановый ремонт в Новороссийске.
В 2009 году корабль отметил свое сорокалетие.
В период 30.10-19.11.2011 корабль принимал участие в российско-итальянских военно-морских учениях "Иониекс-2011" в Средиземном море.
19.10.2012
Сторожевой корабль Черноморского флота «Сметливый» отправился в Средиземное море, он примет участие в совместном российско-итальянском военно-морском учении «Ионекс-2012», которое пройдет с 7 по 9 ноября у берегов Италии.
2.11.2012
Российско-итальянское учение «Иониекс-2012» пройдет в заливе Таранто, от Военно-Морского Флота России участие в нем примут сторожевой корабль (СКР) «Сметливый» и морской буксир МБ-304 Черноморского флота.
05.10.2013
Сторожевой корабль Черноморского флота "Сметливый" из состава Средиземноморской эскадры ВМФ России зашел в греческий порт Керкира, чтобы принять участие в "Русской неделе" на Ионических островах, сообщил журналистам начальник отдела информационного обеспечения Черноморского флота (ЧФ) капитан первого ранга Вячеслав Трухачёв.
"Сегодня сторожевой корабль "Сметливый" Черноморского флота, выполняющий задачи в составе группировки ВМФ в Средиземном море, осуществил заход в греческий в порт Керкира на острове Корфу, где его экипаж примет участие в мероприятиях "Русской недели на Ионических островах". Сегодня же в Керкиру для участия в торжествах прибыло килекторное судно КИЛ-158, которое вышло из Севастополя 29 сентября", — сказал Трухачев.
РИА Новости
08.10.2013
Завершился заход сторожевого корабля (СКР) «Сметливый» и килекторного судна «КИЛ-158» Черноморского флота (ЧФ) в греческом порту Керкира на острове Корфу.
Пребывание российских кораблей в Греческой Республике приурочено к проведению XII общественного форума «Русская неделя на Ионических островах», в рамках которого прошли дни памяти прославленного адмирала Федора Ушакова, под командованием которого в 1799 г. русские моряки освободили остров Корфу от иноземных захватчиков.
25.10.2013
Корабль Черноморского флота «Сметливый» идет маршрутом адмирала Федора Ушакова. В настоящее время он находится в порту греческого острова Закинф. Именно его 215 лет назад эскадра великого русского флотоводца освободила от французских захватчиков.
06.11.2013
Сторожевой корабль "Сметливый" Черноморского флота из состава группировки кораблей ВМФ в Средиземном море 5 ноября прибыл в итальянский порт Таранто для участия в российско-итальянском военно-морском учении "Иониекс-2013". От итальянских ВМС в учении будут задействованы эсминец "Дюран де Ла Пенне", фрегат "Эсперо", подводная лодка и самолет морской авиации. После проведения протокольных визитов, предпоходовой конференции и рабочих совещаний экипажи кораблей приступили к проведению мероприятий береговой фазы учения.
20.11.2013
Сторожевой корабль Черноморского флота (ЧФ) "Сметливый", входящий в состав постоянного соединения ВМФ России в Средиземном море, завершил пребывание во французском порту Тулон, сообщил журналистам начальник отдела информационного обеспечения ЧФ капитан первого ранга Вячеслав Трухачев.
Назначение:
Противолодочная оборона кораблей и транспортов в море, противовоздушная оборона кораблей и транспортов в море от атак низколетящих самолетов и ракет.
Водоизмещение
Стандартное:
3 550 т
Полное:
4 510 т
Размеры
Длина наибольшая:
144,0 м
Ширина наибольшая:
15,0 м
Осадка при полном водоизмещении:
4,6 м
Характеристики
Скорость полного хода:
35,0 уз
Скорость оперативно-экономического хода:
18 уз
Дальность плавания:
ок. 3 500 миль
Автономность по запасам провизии:
10 суток
Комплектация:
266 человек
Силовые установки
Главная энергетическая установка:
Газотурбинная суммарной мощностью 72 000 л.с. ГГТЗА М-3 (2 х 36 000 л.с.), 4 главных котла КВН-95/64
Электроэнергетическая система:
Суммарной мощностью 2 800 кВт. газотурбогенераторы ГТУ-6 (4 х 600 кВт.), дизельгенераторы ДГ-200 (2 х 200 кВт.)
Вооружение
Зенитное ракетное:
2 зенитных ракетных комплекса "Волна" каждый в составе пусковой установки ЗИФ-101 (16 ЗУР)
и системы управления 4Р-90 ("Ятаган").
Артиллерийское:
Две 76,2 мм двухорудийные установки АК-726 с двумя системами управления МР-105.
Торпедное и противолодочное:
ПТА-53-1123/2 с системой управления "Тифон-61"; 2 РБУ-6000 и 2 РБУ-1000 с системой управления "Буря-61".
Радиотехническое:
Две РЛС обнаружения воздушных и надводных целей МР-300; Гидролокационные станции МГ-311 и МГ-312И; Две навигационные РЛС "Волга" и НРЛС "Дон"; Средства РЭП: МРП-11-16, "Бизань-4Б", "Краб -11", "Краб -12", 2 миномета Ф-82-ТМ (600 мин) для пассивных помех.
Авиционное:
Вертолет Ка-25 без базирования.
Сроки и время проектирования
ТТЗ:
1956 г.
Эскизный проект:
1957 г.
Технический проект:
1958 г.
Рабочий проект:
1959 г.
Сдача головного заказа:
1962 г.
Особенности проекта
Впервые в мире на кораблях данного класса была применена газотурбинная ЭУ большой мощности. Впервые в практике отечественного надводного кораблестроения создана столовая команды (2/3 л/с), обеспечен закрытый проход вдоль корабля к боевым постам.
Постройка кораблей по проекту 61 велась на двух завода:
Всего по проекту 61 построено 19 кораблей. Последний достраивался по проекту 61М.
Модернизация
В ходе постройки корабли оснащались РЛС МР-310 и МР-500, дооборудовались комплексом помех ПК-16 и др.
61М (МП) – (1+ 5 ед.) размещение к-са УРО с четырьмя ПУ для ПКР П-15, ГАС МГ-335 ("Платина") с подкильной и буксируемой антенной, замена 2-х РБУ-1000 на 4 АУ АК-630 с СУ МР-123 "Вымпел", увеличение носовой надстройки для организации дополнительных кают офицеров;
61Э – (1ед.) опытный корабль для обработки к-са М-22;
61У – (1ед.) корабль для тренировки экипажей ВМС Индии;
01090 – (1 ед.) – установка неакустического к-са "Кайра", установка к-са УРО "Уран" (2ПУ – 8 ракет).