ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ ПО ОРУЖИЮ И ВООРУЖЕННЫМ СИЛАМ
СОБЫТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. МУЗЕИ
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА,СОБЫТИЯ
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ВИДИО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
АРХИВ НОВОСТЕЙ/NEWS ARCHIVE
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ВТС «БАСТИОН»

ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
КОНТАКТЫ/CONTACT

Рассылки Subscribe.Ru
Оборонно-промышленный комплекс, новости, история, развитие
Подписаться письмом



МАЛАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 865 "ПИРАНЬЯ"
SMALL SUBMARINE PROJECT 865 "PIRANHA"



08.07.2013
В России на сегодняшний день не имеется эффективных средств доставки подводного десанта. В то же время в мире силам специального назначения, в том числе диверсионным средствам, уделяется сейчас повышенное внимание. Об этом заявил АРМС-ТАСС на выставке МВМС-2013 советник генерального директора Санкт-Петербургском морского бюро машиностроения (СПМКБМ) "Малахит" вице-адмирал Виктор Патрушев. Предлагаемые "Малахитом" проекты малых ПЛ "Пиранья" способны эффективно выполнять аналогичную задачу. Серия включает подгруппу ПЛ специального назначения, главным оружием которых являются боевые пловцы. Как сообщил Патрушев, к малым подводным лодкам "Малахита" проявляют большую заинтересованность многие страны Юго-Восточной Азии.

6-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ САЛОН МВМС-2013



Много лет малые и сверхмалые подводные лодки не проектировались и не строились отечественной промышленностью. Проектирование малых и сверхмалых подводных лодок вновь началось в начале 1970-х гг. С 1973 года в СПМБМ «Малахит» началась разработка малой подводной лодки проекта 865 «Пиранья» (гл. конструкторы С.М.Бавилин, Л.В.Чернопятов, Ю.К.Минеев). Малая подводная лодка проекта 865 предназначена для решения специальных задач в прибрежных, мелководных, сложных в навигационном отношении районах, где действия больших ПЛ либо затруднены, либо вообще невозможны, в том числе в условиях противолодочной обороны противника. Для выполнения этих задач малые ПЛ вооружены специальным водолазным комплексом включающим камеру сухого шлюзования для выхода водолазов в море под водой и двух забортных герметичных автоматизированных контейнеров (длина 12 м, диаметр 0,62 м) для водолазного снаряжения и индивидуальных средств движения водолазов, а также двумя забортными проницаемыми устройствами (диаметр труб 537 мм). «Пиранья» оснащена современным радиоэлектронным вооружением, включающим малогабаритные средства навигации, наблюдения (гидроакустические и радиолокационные) и связи, и автоматизированной системой управления, позволяющей до минимума сократить численность личного состава.
Помимо разнообразного состава вооружения и специального оборудования, ПЛ обладает повышенной скрытностью благодаря немагнитному корпусу, совершенной акустической защите и малошумных механизмов и оборудования дизель-электрической энергоустановки с полным электродвижением (с дизель-генератором мощностью 160 кВт и тихоходным всережимным главным электродвигателем мощностью в 60 кВт)6, 15. На лодке устанавливается свинцово-кислотная аккумуляторная батарея емкостью 1200 кВт-час или серебренно-цинковая с вдвое большей емкостью.
Малая ПЛ проекта 865 имеет нормальное водоизмещение в 218 м3 (размеры 28,2х4,7х3,9 м)15, два корпуса (прочный и легкий), развитую надстройку, одну линию вала. Для обеспечения повышенной маневренности и управления на малых ходах на ПЛ установлен движитель с гребным винтом в поворотной насадке.
Строительство ПЛ проекта 865 началось в 1981 году. Опытная лодка МС-520 (зав. №01465)10 была заложена в июле 1984 года. Спуск на воду ее состоялся в августе 1986 года. В 1988-1990-х гг. Ленинградское Адмиралтейское объединение (ФГУП «Адмиралтейские верфи») передало ВМФ две сверхмалые ПЛ «МС-520» и «МС-521» проекта 865 «Пиранья». Главным строителем этих ПЛ был В.И.Дементий, ответственный сдатчик МС-521 – А.А.Юдин. К их постройке привлекалось более 40 организаций оборонно-промышленного комплекса СССР15. Стоимость постройки одной лодки соответствовала двум бомбардировщикам Ту-22М. После завершения строительства и проведения испытаний (совершено 170 выходов в море) обе ПЛ проекта 865 находились в составе Балтийского флота. Для каждой лодки были сформированы по два сменных и технический экипажи. Первоначально ПЛ находились в Лиепае в составе бригады подводных лодок и учитывая их назначение были скрыты в специальном ангаре, затем были переведены в Кронштадт. За территориальные воды СССР МС-520 и МС-521 не выходили, а при базировании в Кронштадте вообще практически не отходили от причальной стенки. При нахождении ПЛ в составе ВМФ выявились особенности эксплуатации и проведения боевой подготовки этих кораблей, к чему флот не был достаточно подготовлен. «Пираньи» впервые открыто демонстрировались спустя почти десять лет после передачи флоту, в день ВМФ 1997 года.
Эти корабли обладали хорошими мореходными качествами, их глубина погружения до 200 м. «Пиранья» может выполнять специальные задания автономно в течение 10 суток при наибольшей скорости подводного хода 6,7 узлов и экономической – 4 узла, экипаж ПЛ составлял 3 человека. Корабль может транспортировать, выпускать и принимать в подводном положении до шести легких водолазов на глубине до 60 м. В надводном положении и в режиме РДП лодка имеет дальность плавания до 1000 миль, в подводном положении – до 260 миль. Для транспортировки ПЛ в удаленные районы планировалось переоборудовать атомную подводную лодку, но это не было осуществлено.
В 1990-е гг. предполагалось МС-520 и МС-521 поднять краном на берег и законсервировать. Позже одну ПЛ предлагалось установить у корпуса одного из учебных заведений ВМФ в Кронштадте и использовать в учебных целях. К сожалению наших сверхмалых ПЛ типа «Пиранья» не постигла учесть подобных американских кораблей типа X-1. Одна, из которых была выведена из состава ВМС США в 1973 году, а с 1974 года стала корабль-музей Военно-морской академии в Аннаполисе. Из-за недостаточного финансирования и непонимания роли таких кораблей в составе ВМФ МС-520 и МС-521 в 1999-2000 гг. они были разрезаны на Кронштадтском морском заводе. По сути, они стали жертвами своих корпусов из титана. В результате разделки обеих ПЛ было получено около 200 т титанового лома, а уникальные корабли с неисчерпанным сроком эксплуатации были уничтожены. Хорошо хоть в фильме «Особенности национальной рыбалки» они успели сняться.
Непосредственным развитием “Пираньи”, могла стать “Пиранья II” - СМПЛСН нормальным водоизмещением 400т, с воздухо-независимой (анаэробной) энергетической установкой на топливных элементах”Кристалл-20” , со скоростью полного подводного хода 12уз, дальностью плавания –1200миль, 2-8 торпедами в пусковых установках на легком корпусе, 2средствами транспортировки водолазов "Сирена-УМ" на внешней подвеске на легком корпусе, 4 мины в специальных контейнерах. На основе СМПЛСН пр.865, СПМБМ “Малахит” разработало семейство экспортных малых ПЛ нормальным водоизмещением от130до 920куб.м .
В начале1993 года СПМБМ «Малахит» стало предлагать ПЛ «Пиранью» для поставки на экспорт, нормальное водоизмещение корабля увеличилось до 250 м3, а экипаж до 4 человек. Тогда же лодку, кроме решения основных задач, предлагалось использовать для борьбы с надводными кораблями противника в прибрежных и удаленных районах различных морских театров. Для инозаказчика предполагалось строить малые ПЛ крупными сериями, базирование осуществлять в любых местах стоянки с оборудованными пирсами. Экономия моторесурса при стоянке лодки в базе может быть обеспечена за счет подачи с берега электроэнергии постоянного и переменного тока, сжатого воздуха и очищенного вентиляторного воздуха. При этом российская сторона брала на себя разработку проекта и продажу лицензии на строительство, совместное строительство, сдачу ПЛ в аренду, подготовку экипажей.
Впервые «Пиранью» стали рекламировать на Международной выставке вооружений и военной техники «Идекс-93» в Абу-Даби в 1993 году. К ней был проявлен повышенный интерес, подходили немцы, итальянцы, англичане и арабы. Тогда были продемонстрированы макеты и чертежи ПЛ. Предполагалось, что потенциальными покупателями корабля могут стать страны Персидского залива и Юго-Восточной Азии, которым понравились малая численность экипажа, несложная организация базирования, уникальные боевые возможности при недорогой эксплуатации.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение нормальное, м3 218
Длина наибольшая, м 28,2
Ширина корпуса наибольшая, м 4,7
Осадка средняя, м 3,9
Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусный
Глубина погружения, м 200
Автономность, сут. 10
Численность личного состава, чел.
- экипажа 3
- легководолазов 6
Энергетическая установка:
- тип дизель-электрическая, с полным электродвижением
- число  мощность дизель-генераторов, кВт 1  160
- число  мощность ГЭД, кВт 1  60
-число гребных валов 1
- тип АБ свинцово-кислотная
Скорость подводного хода, уз :
- наибольшая 6,7
- экономическая 4,0
Дальность плавания, мили :
- надводная и в режиме РДП 1000
- экономическая подводная 260
ВООРУЖЕНИЕ И СПЕЦОБОРУДОВАНИЕ :

- число забортных аппаратов для минных постановок и пуска торпед 2
- число забортных контейнеров для водолазного снаряжения 2



МАЛАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 865 «ПИРАНЬЯ»
МПЛ «ПИРАНЬЯ» ПРОЕКТА 865 НА МВМС-2011
МОДЕЛИ МПЛ «ПИРАНЬЯ» ПРОЕКТА 865. ФОТОРЕПОРТАЖ
МОДЕЛЬ МПЛ «ПИРАНЬЯ-Т» НА МВМС-2007. ФОТОРЕПОРТАЖ
«ПИРАНЬИ» НА МИРОВОМ РЫНКЕ ВООРУЖЕНИЙ

ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ,ОБЩИЕ ТЕМЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВИДИО АРХИВ НОВОСТЕЙ ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
_ _ _ _ _ _ _ _ _

© А.В.Карпенко 2009-2014/A.V.Karpenko 2009-2014 Яндекс.Метрика
PageRank Яндекс цитирования