ТЯЖЕЛЫЙ РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ТРПКСН) ПРОЕКТА 941 «АКУЛА». HEAVY MISSILE SUBMARINE CRUISER OF STRATEGIC PURPOSE (TRPKSN) PROJECT 941 AKULA



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ ПО ОРУЖИЮ И ВООРУЖЕННЫМ СИЛАМ
СОБЫТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. МУЗЕИ
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА,СОБЫТИЯ
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ВИДИО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
АРХИВ НОВОСТЕЙ/NEWS ARCHIVE
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ВТС «БАСТИОН»

ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
КОНТАКТЫ/CONTACT

Рассылки Subscribe.Ru
Оборонно-промышленный комплекс, новости, история, развитие
Подписаться письмом



ТЯЖЕЛЫЙ РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ТРПКСН) ПРОЕКТА 941 «АКУЛА»
HEAVY MISSILE SUBMARINE CRUISER OF STRATEGIC PURPOSE (TRPKSN) PROJECT 941 AKULA



07.03.2012
ВМФ России не будет модернизировать стоящие на вооружении стратегические атомные подводные лодки проекта 941 "Акула" по финансовым соображениям, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе. По словам источника агентства, глубокая модернизация одной "Акулы" сопоставима по стоимости со строительством двух новых подлодок проекта 955 "Борей".
В настоящее время на вооружении ВМФ России стоят три подводных лодки проекта "Акула": "Дмитрий Донской", "Архангельск" и "Северсталь". Последние два корабля находятся в порту Северодвинска и в боевом составе не числятся из-за отсутствия боекомплекта - баллистических ракет Р-39. "Северсталь" стоит у причальной стенки с 2004 года, а "Архангельск" - с 2006-го. "Дмитрий Донской" использовался в качестве опытового корабля, участвуя в испытаниях ракеты "Булава". (lenta.ru)


30.12.2011
30 ЛЕТ ВСТУПЛЕНИЯ В СОСТАВ ВМФ ТРПКСН ПРОЕКТА 941


29 декабря 2011 года в музее Севмаша ветераны предприятия и военные моряки вспоминали историю строительства самого большого подводного корабля в мире – АПЛ «Дмитрий Донской». 30 лет назад 29 декабря 1981 года корабль вступил в состав ВМФ.
Корабелы и военные моряки по праву гордятся уникальным атомоходом. В его создании участвовали более 1000 предприятий со всей страны, на Севмаше 1219 работников награждены орденами и медалями. Головная АПЛ проекта «Акула» за свои размеры занесена в Книгу рекордов Гиннеса.
После 10 лет эксплуатации головной ракетоносец был поставлен на ремонт и переоборудование. В 2002 году АПЛ вывели из цеха, по некоторым системам и комплексам модернизировав до уровня кораблей 4-го поколения. 2002 год считается вторым рождением корабля. В последние годы с борта АПЛ «Дмитрий Донской» проводились испытания нового ракетного комплекса «Булава». Сегодня корабль участвует в обеспечении испытаний новых подводных кораблей, строящихся на Севмаше. Экипаж АПЛ возглавляет командир I ранга Олег Цыбин, заводскую часть сдаточной команды – ответственный сдатчик Евгений Слободян.
К 30-летию головной Акулы научные сотрудники заводского музея подготовили экспозицию, а специалисты телестудии – видеофильм «Дмитрий Донской» снова в строю», что и было продемонстрировано собравшимся. (Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш»)

22.05.2013
ВМФ России до конца 2013 года выведет из своего состава две самые большие в мире атомные подводные лодки «Северсталь» и «Архангельск», построенные по проекту 941 «Акула». Как сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, до 2018-2020 года обе АПЛ утилизируют.

22.06.2013
ИЗ «ДМИТРИЯ ДОНСКОГО» СДЕЛАЮТ ПОДЛОДКУ ПРОТИВНИКА



В Белом море начались госиспытания сразу трех атомных подводных лодок. Новые лодки проектов 995 и 885 «Александр Невский» и «Северодвинск» проведут пуск учебных торпед по «Дмитрию Донскому», который вышел в море после ремонта. Как сообщает газета «Известия», «Дмитрий Донской» используется как измерительная лаборатория и с его помощью военные намерены записать звуки двух других подводных лодок.
По информации издания, по самой большой в мире АПЛ выпустят учебные торпеды и таким образом «Александр Невский» и «Северодвинск» проверят системы управления огнем и торпедные аппараты. Кроме того, до 1 июля планируется испытать большинство других систем обеих подлодок: если в результате не будет выявлено серьезных недостатков, то осенью пройдут испытания с пусками ракет как из надводного, так и подводного положения. Тогда же проверят и новую автоматическую систему управления, позволяющую перенацеливать «Булаву» в полете.
Ранее «Дмитрий Донской» уже проходил несколько модернизаций. В 1989 году построенную в 1976 АПЛ начали модернизировать на «Севмашпредприятии» по проекту 941У, однако в 1991 году работы были свернуты. Их возобновили только пять лет спустя и завершили в 2002 году; тогда пусковые шахты переобрудовали под ракеты «Булава», имеющие существенно меньшие по сравнению с Р-39 размеры.
Лента.ру

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ВМФ И СУДОСТРОЕНИЯ
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ «БОРЕЙ» (ПРОЕКТ 955)
МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «СЕВЕРОДВИНСК» (ПРОЕКТ 885 "ЯСЕНЬ")

29.08.2013
Осенью этого года с борта атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 941У (шифр "Акула") "Дмитрий Донской" состоится еще один испытательный запуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) "Булава". Об этом сообщил сегодня корр.ИТАР-ТАСС источник в российском ОПК. Он не уточнил сроки проведения и задачи испытательного пуска. В свою очередь, другой источник, знакомый с ситуацией, пояснил ИТАР-ТАСС, что "одной из возможных целей пуска "Булавы" с "Дмитрия Донского" может стать отработка продвинутой версии этой ракеты". "АПЛ "Дмитрий Донской" представляет собой развитый испытательный комплекс в отличие от штатных носителей "Булавы" класса "Борей", - добавил он.

РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС "БУЛАВА"

Тактико-техническое задание на тяжелый ракетный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) - было выдано в декабре 1972 г. Через год - 19 декабря 1973 г. правительство приняло постановление, предусматривающее начало работ по проектированию и строительству нового ракетоносца. Проект разрабатывался в ЦКБ МТ «Рубин», под руководством главного конструктора С. Н. Ковалева. Ракетоносец проекта 941 в силу ряда специфических условий, в том числе и массогабаритных характеристик размещаемого на нём ракетного комплекса, существенно отличался от ранее спроектированных подводных ракетоносцев второго поколения принципиально новой архитектурой корабля, позволившей наиболее полно удовлетворить всем требованиям Заказчика, а также обеспечить при этом высокие боевые и эксплуатационные качества корабля. Уровень отечественных технологий 1970 — 1980-х гг. не позволял создать твердотопливную баллистическую межконтинентальную ракету большой мощности в габаритах, близких к габаритам предшествующих жидкостных ракет.
АПЛ проекта 941 имеют многокорпусную конструкцию – пять внутренних корпусов расположены внутри двух параллельных главных (прочных) корпусов диаметром 7,2 м каждый. Все корпуса соединены переходами. Прочные корпуса расположены параллельно друг другу и симметрично по отношению к диаметральной плоскости. Для снижения шумности используется амортизация агрегатов и механизмов, блочная компоновка оборудования, системы звукоизоляции и звукопоглощающее покрытие. Имеется 19 отсеков, включая удлинённый модуль в котором находится главное помещение управления и отсек с электронным оборудованием, который располагается над главными корпусами позади ракетных шахт.



Конструкция АПЛ проекта 941 позволяет осуществлять подлёдное плавание и проламывать слой льда. Имеются развитые кормовые рули с горизонтальными плоскостями, расположенные после винтов. Передние горизонтальные рули расположены в носовой части и убираются внутрь корпуса. К выдвижным системам относятся два перископа (один командирский и один для общего использования), радиосекстант, мачта радара, радиосвязи, навигационной системы радиопеленгатора. Они размещены в пределах надстройки. Надстройка имеет усиленную округлую конструкцию для проламывания льда.
Максимальная глубина погружения – 400 м. Скорость достигает 12 узл. в надводном и 25 узл. в подводном положении. Автономность – 120 суток.




Строительство подводных лодок проекта 941 осуществлялось в Северодвинске. Для этого на Северном машиностроительном предприятии пришлось соорудить новый цех — самый большой крытый эллинг в мире.
Первым ТРПКСН ТК-208, вступившим в строй 29 декабря 1981 г., командовал капитан 1 ранга А. В. Ольховников, удостоенный за освоение столь уникального корабля звания Героя Советского Союза. Предполагалось строительство крупной серии тяжелых подводных крейсеров 941-го проекта и создание новых модификаций этого корабля с увеличенными боевыми возможностями.



В результате было решено ограничиться строительством серии из шести кораблей проекта 941 (т. е. одной дивизии). ТРПКСН вошли в строй в период 1981 –1989 гг.: ТК-208 (зав. № 711), переименованный в 2002 г. в «Дмитрия Донского», вошел в строй 29.12.1981 г., ТК-202 (зав. № 712) – 28.12.1983г., ТК-12 (зав. № 713) – 26.12.1984г., ТК-13 (зав. № 724) – 26.12.1985г., ТК-17 (зав. № 725) – 15.12.1987г., ТК-20 (зав. № 727) – 19.12.1989г. Недостроенный корпус седьмого ракетоносца — ТК-210 — был разобран на стапеле в 1990 г. Кстати в США вместо планировавшихся 30 подводных ракетоносцев типа «Огайо» ВМС США получили лишь 18 атомоходов, из которых в качестве ПЛАРБ к началу 2000-х годов решено оставить лишь 14.
Все шесть ТРПКСН проекта 941были сведены в дивизию, входящую в состав 1-й флотилии атомных подводных лодок. Корабли, каждый из которых укомплектован двумя экипажами, несли (и, вероятно, продолжают нести и сейчас) постоянное боевое дежурство, даже во время нахождения на базе.




Даты закладки, спуска на воду и ввода в эксплуатацию АПЛ пр.941
Наименование Заводской номер Дата закладки Дата спуска Дата ввода в строй
ТК-208 711 30.06.1976 23.09.1979 12.12.1981
ТК-202 712 01.10.1980 26.04.1982 28.12.1983
ТК-12 713 27.09.1982 01.1984 11.1984
ТК-13 724 05.01.1984 30.04.1985 30.12.1985
ТК-17 725 24.02.1985 08.1986 06.11.1987
ТК-20 727 06.01.1986 07.1988 08.1989
ТК-210 728 1986 Разобран в 1990 г.










ОСНОВНЫЕ ТТХ ТРПКСН ПРОЕКТА 941

Длина наибольшая 172,0 м
Ширина наибольшая 23,3 м
Осадка по КВЛ 11,0 м
Водоизмещение: надводное 23200 т
Водоизмещение: подводное 48000 т
Скорость полная. надводная 12 узл.
Скорость полная. подводная 25 узл.
Предельная глубина погружения 500 м
Рабочая глубина погружения 380 м
Экипаж всего(офицер.) 160 (52)
Автономность 120 сут.


ВООРУЖЕНИЕ

Ракетный комплекс Д-19
Баллистические ракеты 20 х Р-39
шесть 533-мм торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжания
Боекомплект 20 торпед УСЭТ-80, ПЛУР 81Р, ПЛУР "Водопад" и ракето-торпед “Шквал”
ПЗРК «Игла-1»
навигационным комплексом “Симфония”,
боевой информационно-управляющей системой «Омнибус»
Гидроакустический комплекс типа «Скат» (“Скат-3”)
гидроакустической станцией миноискания МГ-519 “Арфа”
эхоледомером МГ-518 “Север”
радиолокационным комплексом МРКП-58 “Буран”
телевизионным комплексом МТК-100
комплекс радиосвязи “Молния-Л1” с системой спутниковой связи “Цунами”




ТЯЖЕЛЫЙ РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ТРПКСН) ПРОЕКТА 941 «АКУЛА»

ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ,ОБЩИЕ ТЕМЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВИДИО АРХИВ НОВОСТЕЙ ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
_ _ _ _ _ _ _ _ _

© А.В.Карпенко 2009-2014/A.V.Karpenko 2009-2014 Яндекс.Метрика
PageRank Яндекс цитирования