ПЕРВЫЙ МОРСКОЙ, БУДЕМ ДУМАТЬ НЕ ПОСЛЕДНИЙ… (МВМС-2003)



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ ПО ОРУЖИЮ И ВООРУЖЕННЫМ СИЛАМ
СОБЫТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. МУЗЕИ
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА,СОБЫТИЯ
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ВИДИО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
АРХИВ НОВОСТЕЙ/NEWS ARCHIVE
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ВТС «БАСТИОН»

ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
КОНТАКТЫ/CONTACT

Рассылки Subscribe.Ru
Оборонно-промышленный комплекс, новости, история, развитие
Подписаться письмом



А.В.Карпенко

ПЕРВЫЙ МОРСКОЙ, БУДЕМ ДУМАТЬ НЕ ПОСЛЕДНИЙ… (МВМС-2003)


Эсминец проекта 956


Именно так можно сказать о 1-ом Международном военно-морском салоне (МВМС-2003)., который состоялся с 25 по 29 июня 2003 года в Санкт-Петербурге. Конечно, имеется в виду подобное мероприятие на территории Российской Федерации. Ведь известно, что за рубежом такие события уже происходят регулярно. Особенно это относиться к Ближнему Востоку и Тихоокеанскому региону. Практически все мероприятия нашего Салона проводились на площадях Ленэкспо и Морского вокзала на Васильевском острове, где Нева входит в Финский залив. Да еще на аэродроме в Пушкине и на полигоне «Ржевка». Спустя год можно подвести некоторые итоги Морского салона.

Первые предложения по Международной выставке вооружений в Санкт-Петербурге были подготовлены несколько лет назад. За это время произошли многие трансформации, корректуры. Особое влияние на Салон оказало 300-летие Санкт-Петербурга, которое позволило реализовать ранее сформулированные идеи. О масштабах мероприятия можно судить по числу участников «пишущей братии». Всего журналистов на Салоне было аккредитовано около 250, многие из которых были мне знакомы по предыдущим подобным мероприятиям.
По официальной информации на выставке приняли участие 256 российских предприятий и организаций нескольких федеральных ведомств и 53 иностранные или совместные компании. Но как оказалось, из иностранцев только 19 участвуют в экспозиционно-выставочном разделе. В основном это фирмы Германии и Украины. Бросается в глаза, что из иностранных участников явно не достаточно, в тоже время из них очень много представителей специализированных журналов.
Одновременно в Салоне приняли участии 30 официальных иностранных делегаций, 117 иностранных наблюдателей из следующих стран: Албании, Алжира, Болгарии, Велико¬британии, Вьетнама, Германии, Греции, Израиля, Индии, Италии, Китая, КНДР, Кувейта, Мозамбика, Норвегии, ОАЭ, Польши, Румынии, Сингапура, США, Турции, Финляндии, Франции, Сербии и Черногории, Чехии, Чили, Швейцарии, Швеции, ЮАР, Японии.
Основным мероприятием Салона был экспозиционно-выставочный раздел. А для гостей выставки одним из самых интересных событий было посещение боевых кораблей ВМФ и ФПС. Федеральная пограничная служба (ФПС) демонстрировала достаточно новые корабли и катера, и пускали на них посетителей достаточно охотно в основном с радушным приемом. Показывали оружие, ходовую рубку, кубрики, кают-компанию и другие не менее интересные места на кораблях и катерах. Для детворы это представляло большой интерес. С удовольствием посещали корабли и представители «прекрасной половины». Особенно тепло принимали на катере проекта 14310, который был доступен для гостей каждый день. Прекрасно смотрелся сторожевой корабль проекта 10410, который для ФПС строит судостроительная фирма «Алмаз». На стендах для иностранных заказчиков ЦКБ «Алмаз» предлагает другие варианты такого корабля, один из них с ракетным вооружением получил шифр проекта 10412.
Корабли ВМФ были менее доступны для посещения и знакомства с ними, особенно большие: эсминец проекта 956 (типа «Современный») и сторожевой корабль проекта 11352. На них часто водили официальные иностранные и отечественные делегации. Мне, как и многим другим, не удалось побывать на этих кораблях. В очередной раз население нашего отечества, которое платило налоги шедшие в том числе и на их постройку и эксплуатацию, не получило возможности ознакомиться с тем, чем его защищают.
В настоящее время эсминцы типа «Современный» (проект 956) поставляются в Китай. Они являются кораблями 1-го ранга, а это фактически «крейсер». И габаритным характеристикам этот корабль на много превосходил другие выставленные для показа. Нужно отметить, что такие корабли, еще производят внушительное впечатление на зрителей, да и на потенциальных врагов. Даже мой сын, увидев эсминец, моментально захотел уйти с малых кораблей, сказав: «Пойдем на «Смачный». Он так окрестил этот корабль, на самом деле эсминец носит имя «Беспокойный». Оружия несет «пароход» прямо скажем не мало, здесь и ударные ракеты «Москит», и зенитно-ракетный комплекс типа «Штиль», две 130-мм артустановки АК-130, другое необходимое вооружение. Для своего времени, начала 80-х годов, это был современный корабль. Интересно то, что история кораблей данного типа во многом связана с городом Санкт-Петербург - Ленинград.
К ударному ракетному комплексу «Москит», установленному на эсминце «Беспокойный», постоянно проявляли интерес многие государства. В стратах НАТО ему присвоили кодовое наименование SS-N-22 Sunburn, которое в переводе означает «Солнечный ожог». Вероятно, это произошло не случайно, предполагалось, как он может «обжечь» корабли вероятного противника. При полете на предельно малой высоте ракета развивает скорость более двух Махов, т.е. в два раза превосходит скорость звука. По рассказам очевидцев, из далека на горизонте ракету визуально не видно, а вот бурун из воздухо-водяной пены, который она оставляет за собой, виден хорошо и по нему можно определить направление движение "изделия". Такая картинка оказывает на врага сильное морально-психологическое воздействие. Ракету 3М80 комплекса «Москит» создали в МКБ «Радуга», ее рассматривали на Салоне на открытой площадке у павильона с морским оружием. Я «Москит» видел до этого многократно на Московском авиакосмическом салоне (МАКС) и уже с трудом представлял, с каких ракурсов фотографировать ракету. Но тут, подойдя с задней части и заглянув в двигатель, понял, что интересен кадр внутри двигателя. Впечатление просто отличное, оказывается все время можно делать для себя открытия. Если с небольшого расстояния видно сопло и в нем темнота, то внутри двигателя оказалось много деталей и элементов его конструкции. Подобных ракет «Москит» на вооружение флотов других стран просто нет, кроме официально проданных Россией, да еще в украинском флоте.
Несмотря на уважение к эсминцам типа «Современны», мне кажется, украсил бы Салон большой противолодочный корабль (БПК) проекта 11551 (в НАТО «Удалой-II»), который намного современней эсминца. Тем более что он имеется в составе отечественного ВМФ. В практике отечественного кораблестроения это была одна из удачных попыток создать многоцелевой эсминец, имеющий ударное, противолодочное, зенитно-ракетное оружие, мощное радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение. На нем также установлен ударный комплекс «Москит» и 130-мм артустановка АК-130.
Другой корабль с бортовым номером «702» проекта 11352, выставленный на Салоне, при постройке имел романтический шифр «Буревестник» (проект 1135). Он так же, как эсминец проекта 956 и БПК проекта 11551, проектировался в Северном ПКБ. Корабль был построен в конце 1970-х годов как БПК, потом его перевели в класс сторожевых кораблей. В дальнейшем прошел модернизацию и получил номер проекта 11352. Тогда на корабле было заменено гидроакустическое и радиоэлектронное вооружение, вместо РБУ установили ракетный комплекс «Уран» - наш аналог американской системы «Гарпун». На представленном на Салоне корабле были установлены только рамы для пусковых контейнеров, сами ракеты отсутствовали. Зато их можно было увидеть на открытой площадке и в павильоне. Основным средством обнаружения воздушных и надводных целей корабля проекта 11352 является РЛС «Фрегат-МА1», в кормовую часть корабля была видна крыша ангара для буксируемой части гидроакустической системы. Поверьте, размеры этого устройства производят весьма сильное впечатление. Но большинство посетителей на это наверно не обратили внимание.
К сожалению, на «мероприятии» не удалось увидеть более новый сторожевой корабль проекта 11540 «Неустрашимый», во время Салона он был с визитом в Англии. Хотя на стенде Зеленодольского ПКБ демонстрировался его экспортный вариант СКР проекта 11541 «Корсар» водоизмещением около 4500 т вместе с меньшим по водоизмещению СКР «Гепард-3.9» (проект 11661, водоизмещение до 2100 т). Оба корабля могут оснащаться ракетным комплексом «Уран-Э» и вертолетами типа Ка-28 (или Ка-31), «Корсар» может быть оборудован также РК «Яхонт», «Клаб» или «Москит». Корабли также имеют современное противолодочное, зенитно-ракетное, радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение.
Подводной лодки в «живую» на Салоне не показали ни одной, а когда-то, лет 10…15 назад, наше отечество имело самый большой подводный флот в Мире. Зато на стендах ЦКБ МТ «Рубин» и СПМБМ «Малахит» можно было увидеть модели подводных кораблей, включая самые современные типа «Амур» (два варианта разного водоизмещения) и проекта 971 (в НАТО код «Акула»). Последний корабль атомный и один из самых малошумных в мире. На Салоне в экспозиции Северного машиностроительного предприятия (СМП) демонстрировалась модель последней построенной в этой серии ПЛ «Гепард», которая внешне несколько отличается от других кораблей проекта 971. «Амуры» предлагаются на экспорт, один «Амур-1650», другой «Амур-950». Цифры в название показывают водоизмещение подводных лодок. Оба корабля могут использовать ракетное, ракето-торпедное и торпедное оружие, а так же ставить минные заграждения. Сейчас на Адмиралтейских верфях для отечественного ВМФ заканчивается строительство неатомной ПЛ «Санкт-Петербург» по однотипному с «Амуром-1650» проекту, ее закладка произошла в декабре 1997 года. Предполагалось, что «Санкт-Петербург» будет спущен на воду в 300-летию города и его покажут на Салоне. Но по техническим причинам сроки строительства корабля затянулись и теперь подлодка окажется на воде осенью 2003 года.
Демонстрация ракетно-ядерной мощи отечественного ВМФ на Салоне не была специально запланировано, показывалась в основном та военно-морская продукция, которая предлагается на экспорт. Но, тем не менее, в павильоне была выставлена модель самого большого в мире подводного ракетоносца «Акула» (проект 941, в НАТО код «Тайфун»), оснащенного 20 межконтинентальными баллистическим ракетами (каждая ракета весом около 90 т имеет 10 ядерных боеголовок). Теперь, как известно, это уже не такая большая тайна, тем более что у здания ЦКБ МТ «Рубин» (проектанта наших ракетоносцев) установлен памятник, где также есть современная «Акула».
Не менее известная неатомная подводная лодка «Кило» (код НАТО), у нас она проходит по шифром проекта 877, на выставке демонстрировалась моделями, которых было несколько, у проектанта – ЦКБ МТ «Рубин», у заводов-строителей и судоремонтных предприятий. Сейчас этот корабль имеет большой успех за рубежом, он в приличных количествах поставляется в Китай, есть и в других флотах. Лодки «Кило» лакомый кусочек для отечественных судостроителей, за право строить или ремонтировать такие подводные лодки между судостроительными предприятиями идет самая настоящая конкурентная борьба.

Десантный корабль "Зубр"


Просто великолепно на Салоне смотрелся малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр», он же МДК-770 «Евгений Кочетков». И это достаточно легко объяснить. По крайней мере, корабль имеет не традиционную форму и конструкцию. Он плоский, как «летающая тарелка», в носу эффектно была открыта аппарель, через которую высаживается бронетехника и десант. Чуть выше установлены две выдвижные пусковые установки РСЗО «Огонь», дальше стоят артсистемы малого калибра. Сами реактивные снаряды системы «Огонь» можно было увидеть в павильоне, они были выложены на стенде ГНПП «Сплав» - их разработчика.
Интересен для показа был и скоростной десантный катер 11770 «Серна», водоизмещением всего в 100 т. Он был создан в ЦКБ по СПК, построен на заводе «Волга». Он был настолько мал, что по началу я его и не заметил. А в тоже время катер способен транспортировать до 45 т груза со скоростью до 30 узлов, включая колесную и гусеничную бронетехнику. Такие небольшие корабли как «Серна» и «Зубр» лучше демонстрировать на ходу, особенно при высадке боевой техники и десанта.
В свое время на военных сборах в 1983 году мне удалось увидеть много «подушечников». Особенно запомнился «Джейран», предшественник «Зубра». При его движении была видна только воздушно-водяная пена и небольшой кусок носа корабля, а слышен только рев его двигателей и винтов. На моих глазах эта махина, или точнее «водяное облако», спокойно «переехало» через островок в одном из каналов военного порта Балтийска. Я наблюдал все это с ракетного катера проекта 12411, который не мог подобного сделать в силу своей водоизмещающей конструкции. Кстати, катер с бортовым номером «870» подобного проекта был также представлен на Салоне. И если мой имел ракетный комплекс «Термит», то в Санкт-Петербурге был показан вариант катера с «Москитом». В экспозиции НПО машиностроения был выставлен макет катера с РК «Яхонт», 8 пусковых установок вместо 4 штатных. ЦКБ «Алмаз» демонстрировало последний экспортный вариант катера «Молния» с РК «Москит» под номером проекта 12421. ГП «Рособоронэкспорт» предлагает для поставок за рубеж вариант катера проекта 12418 с РК «Уран», всего 16 ракет. Для «Молний» понятие «катер» достаточно условно, их водоизмещение составляет до 550 т – это почти малый ракетный корабль или корвет.
Ракетные корабли были представлены малым ракетным кораблем (МРК) проекта 12341, в НАТО ему присвоен код «Нанушка». Основное оружие «нанушки» шесть противокорабельных ракет «Малахит». На экспорт поставлялся измененный проект 1234Э с ракетным комплексом «Термит», ракета которого была выставлена на открытой площадке у павильона с морским оружием. В свое время мне удалось видеть корабль проекта 12341 в Балтийске, он стоял у пирса напротив моего катера проекта 12411. Мы были в одной бригаде. Меня всегда удивляло, что по размерами корабли близки, длина отличалась всего на три метра. А один называется «корабль», другой «катер», и экипаж на МРК был в два раза больше. Это отразилось на обитаемости, на катере проекта 12411 «Молния» условия быта просто отличные, кубрики просторные и малый экипаж более сплочен. Может последнее замечание не всегда верно, но на моем катере было именно так.
На салоне явно не доставало иностранных кораблей. Как стало известно из новостных передач, одни из них были с визитом в Санкт-Петербурге за неделю до Салона, другие через пару недель после него. Даже наши соседи финны сейчас не порадовали, в то время как на 300-летие флота было много кораблей разных стран.
Мне очень повезло, удалось сфотографировать корабли не как все с земли или с других кораблей, а с водной поверхности. Для этого специалисты Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КНАПО) любезно предоставили быстроходный катер типа «Стрела», который они изготавливают серийно и предлагают для поставки всем желающим. Забираться на катер было не очень просто, но с этим справились. Затем он быстро рванул от пристани и пронесся вдоль строя боевых кораблей, что мне и надо было. Удалось отснять все корабли выставки. Кроме конверсионной продукции КНАПО демонстрировало боевые самолеты Су-33 и Су-30МК, другие свои изделия.
Много информации было представлено другими авиационными и двигателестроительными фирмами. Корпорация «Сухой» рекламировала корабельный истребитель Су-33, многофункциональные истребители Су-30МК и Су-35, двухместный многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-35УБ, многофункциональный ударный самолет Су-39, истребитель-бомбардировщик Су-32, модернизированный фронтовой бомбардировщик Су-24МК, беспилотный самолет С-62, народнохозяйственные самолеты С-21, Су-80ГП, Су-38Л, пилотажные и учебно-тренировочные самолеты Су-26М3, Су-29, Су-31М, Су-49.
ТАНТК им. Г.М.Бериева предлагает на экспорт самолет радиолокационного дозора и наведения А-50Э созданный на базе планера транспортного самолета Ил-76. А-50Э может успешно использовать и для обнаружения морских целей, кроме воздушных и наземных. Сложность решаемых самолетом задач привела к увеличению до 17 человек экипажа самолета. Воздушные цели типа «бомбардировщик» самолет обнаруживает на дальности до 650 км.
Украшением выставки, безусловно, являлись демонстрационные полеты известных пилотажных групп «Стрижи» на истребителях МиГ-29 и «Русские витязи» на самолетах Су-27., которые выполнялись в течение практически всех дней работы Салона. В целом было произведено благоприятное впечатление.
Демонстрация для иностранных делегаций летательных аппаратов морской авиации на аэродроме в Пушкине оставляет двоякое впечатление, показали всего четыре машины: поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС с новой круглосуточной системой поиска, противолодочный вертолет Ка-27 вместе с торпедой, РГБ-16 и аппаратурой обработки «Изумруд», учебно-тренировочный палубный самолет Су-25УТГ, корабельный истребитель Су-33 с макетами ракет «воздух-воздух». Наибольший интерес у журналистов вызвал Ка-27ПС. Отличенные его особенности сразу вызвали интерес, наличие с правого борта у шасси оптико-электронной головки характерного вида и антенны в корме под хвостом. Военные так настойчиво скрывали информацию, что становилось еще интереснее. Оказалось все просто, Уральский оптико-механический завод (УОМЗ) совместно с Ухтомским вертолетным заводом (УВЗ), так именуется фирма «Камов», завершает ОКР по установке на вертолеты Ка-27ПС круглосуточную обзорно-прицельную гиростабилизированную систему ГОЭС-337ВКА, один вертолет с ней проходит испытания на Северном флоте, вероятно именно его мы и видели. Оказалось, секрета вовсе и нет. Этими же системами будут оснащены несколько противопожарных вертолетов Ка-32.
Так над Невой пролетели Ил-38 и Ту-142, почему их не показали в Пушкине? Однозначно это бы украсило выставку. Если еще добавить самолеты Ту-22М3 и Су-24М (МР), то была бы вся номенклатура морской авиации. А где новые аппараты и системы, типа Су-32 и МиГ-29К и «Морской дракон»? Последний уже известен давно, его впервые показали в 2001 году. Натурных образцов «Дракона» не показали, но все же на Салоне НИИ Системотехники (ХК «Ленинец») была дана интересная информация по радиоакустическим буям этой системы: пассивный радиогидроакустический буй РГБ-48Э (масса 13,5 кг) и радиогидроакустический буй-излучатель ГБ-58 (масса 16 кг). Такие буи для противолодочной авиации на десяток лет раньше, это было бы чудо. Дело в том, что мне довелось видеть лет 12 назад буи высотой с человеческий рост, да и диаметр и масса желали быть меньше. Презентация «Морского змея» на вертолете запланирована на МАКСе-2003, в ее составе 5 различных систем обнаружения. В настоящее время «Змей» поставляется в Индию, запланирована его установка на российские противолодочные самолеты Ил-38.
Большую часть на Салоне составлял экспозиционно-выставочный раздел. Предприятиями и организациями было представлено много интересной информации, макетов, моделей, натурных образцов своей продукции. Здесь можно было увидеть экспозиции Северного машиностроительного предприятия (СМП), машиностроительного предприятия «Звездочка», ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, ЦКБ МТ «Рубин», СПМБМ «Малахит», Северного, Невского, Зеленодольского ПКБ, завода им. С.М.Кирова, завода им. В.А.Дегтярева, КБ приборостроения, Адмиралтейских верфей, Северной верфи, ЦКБ по СПК, ЦКБ «Алмаз», судостроительной фирмы «Алмаз», пермской и московской «Искры», Балтийского завода, других предприятий. Корабелы показали практически все экспортные корабли. Здесь были представлены научные, проектные, судостроительные и судоремонтные предприятия разных форм собственности. Оружейники и приборостроители так же не подвели. Даже боеприпасы для стрелкового оружия демонстрировались на Салоне, их представляли Тульский патронный завод, Барнаульский станкостроительный завод и другие предприятия. Сейчас отечественная патронная промышленность выпускает боеприпасы для боевого и охотничьего стрелкового оружия по нашим и зарубежным стандартам и калибрам.
Самые большие отечественные корабли – это авианосцы, пожалуй, они и одни из самых красивых. Невское ПКБ продемонстрировало модели отечественного авианосца «Адмирал Советского Союза Горшков» проекта 11434 до и после модернизации. Проект модернизации и переоборудования получил номер 1143.0, он выполняется для индийских ВМС. На модернизированном корабле вместо легких штурмовиков Як-38М будут размещены палубные истребители МиГ-29К. Для этого значительно расширена площадь полетной палубы, демонтировано ударное ракетное оружие. Установлено новое и модернизированное радиоэлектронное и авиационное вооружение корабля. Переоборудования корабля будет выполняться северодвинским ПО «Севмаш» (СМП).
Балтийский завод демонстрировал свои судостроительные возможности демонстрацией моделей атомного ракетного крейсера проекта 11442, первый корабль этой серии носил имя «Киров» (теперь «Адмирал Ушаков»), последний – «Петр Великий». Корабли таких размеров раньше именовали линкорами, или, по крайней мере, линейными крейсерами. Но залп из 20 ракет типа «Гранит» будет помощнее залпа линкора. При этом ракеты имеют системы самонаведения и должны точно попасть в заданную цель. Модель «Гранита» демонстрировалась на стенде НПО машиностроения. Другое детище Балтийского завода, плавучий командно-измерительный комплекс «Уран» проекта 1941 с атомной энергетической установкой. Он соизмерим с крейсером проекта 11442, и является самым большим кораблем своего класса. В составе его вооружения есть пушки и вертолет. Последнее детище «балтийцев» фрегат проекта 11356. Один корабль «Тальвар» уже передан индийским ВМС. На втором фрегате «Тришул» во время проведения Салона был поднят флаг ВМС Индии, заканчивается сдача третьего корабля «Табар» в серии.
Мое любимое место на Салоне было у площадки с натурными образцами ракет комплекса «Клаб», «Москит», П-21 (комплекс «Термит») и минно-торпедным вооружением ВМФ. Рядом была установлена пусковая установка ракетного комплекса «Уран», машины связи. Иностранцев тоже от туда было трудно отогнать, особенно из азиатского региона.

Ракетный комплекс CLUB


Интересная и практически полная информация на Салоне представлена по ракетному комплексу «Клаб», в официальном каталоге ГК «Рособоронэкспорт» его еще именуют как «Калибр-НКЭ». Головной разработчик комплекса и ракет ОКБ «Новатор». На открытой площадке можно было ознакомиться с четырьмя типами ракет этого комплекса: противокорабельными 3М54Э (3М54ТЭ) и 3М54Э1 (3М54ТЭ1) противолодочными типа 91Р для использования с надводных кораблей (91РТЭ2) и подводных лодок (91РЭ1). Отличие ракеты 3М54Э1 (3М54ТЭ1) от 3М54Э (3М54ТЭ) заключается в отсутствии сверхзвуковой боевой ступени и длине. Буква «Т» в название ракет означает, что они выполнены в транспортно-пусковых стаканах и предназначены для использования из вертикальных пусковых установок надводного корабля. Другие ракеты, 3М54ТЭ и 3М54ТЭ1, в капсуле выстреливаются из торпедных аппаратов подводной лодки. Вертикальные пусковые установки 3С14Э на восемь ракет показывались на стенде КБСМ, они служат для пуска ракет 3М54ТЭ, 3М14ТЭ и 91РТЭ2. Рядом НПП «Старт» демонстрировал наземный комплекс оборудования для комплекса «Клаб». В других павильонах Московское НПО «Агат» представило корабельную систему управления стрельбой этого комплекса, а на стенде «Радара ММС» были выставлены активные радиолокационные ГСН АРГС-54Э и АРГС-14Э для ракет, в рекламе были представлены данные по ним. В отличие от предшественницы АРГС-35Э для ракеты Х-35 головка АРГС-54Э имеет в три раза большую дальность действия при тех же массо-габаритных характеристиках (вес ГСН всего 40 кг). АРГС-14Э вообще является уникальной, потому что она предназначена для стрельбы не по кораблям, а для поражения наземных целей.
По береговому арткомплексу «Берег» на стенде ЦКБ «Титан» демонстрировался новый вариант системы с размещением артсистемы на шасси автомобиля «Татра». Подобный вариант модернизации был предложен НПП «Сплав» в 2001 году на МАКСе, где был показан натурный образец БМ РСЗО «Смерч» на шасси «Татры». Такие нетрадиционные решения позволяют более эффективно «проталкивать» продукцию на мировом рынке вооружения.
Не менее интересны предложения НПО машиностроения по береговому ракетному комплексу (РК) «Бастион». Это уже наверно третий или четвертый вариант данной системы. Теперь предлагается размещать ракеты «Яхонт» на самоходной пусковой установке (СПУ) ракетного комплекса «Искандер-Э». В него входят до 12 самоходных пусковых установок на шасси МЗКТ-7930, машина боевого управления на шасси КАМАЗ-43101, другие средства. Дальность стрельбы ракетами «Яхонт» составляет до 300 км. «Бастион» обеспечивает защиту побережья протяженностью более 600 км от десантных сил противника. Более качественно показана стационарная система «Бастион», где в качестве стационарных защищенных пусковых установок предполагается использовать подземные шахты. Обычно такие сооружения все привыкли связывать со стратегическими МБР. В «Бастион» входит до 9 батарей с 36 ракетами. В системе обеспечивается полная автономность боевого применения ракет по принципу «выстрелил-забыл». Для авиационного комплекса «Альфа» разрабатывается ракета «Яхонт-М», способная поражать морские и береговые цели. Известно, что на базе ракеты «Яхонт» совместным российско-индийским предприятием создается комплекс «БраМос», который будет иметь хорошие экспортные возможности.
В экспозиции НПО машиностроения так же были показаны модели основных крылатых ракет «фирмы», включая: П-5, П-35, «Базальт», «Гранит», «Яхонт», «Аметист». Здесь же впервые демонстрировалась фотография стратегической крылатой ракеты «Метеорит».
Специалисты корпорации «Тактическое ракетное оружие», в которую входит много известных предприятий (ПО «Звезда-Стрела», МКБ «Искра» им. И.И.Картукова, ТМКБ «Союз» и др.), демонстрировали авиационные ракеты Х-25МЛ, Х-25МПУ, Х-31А и Х-31П, универсальную противокорабельную ракету Х-35, входящую в авиационный, береговой «Бал» и корабельный «Уран» комплексы. Эти ракеты хорошо известны любителями по Московскому авиакосмическому салону (МАКС), другим международным выставкам.
Институт прикладной физики показывала на Салоне снаряды для постановки помех различного калибра 82-, 120- и 140-мм, входящих в комплексы ПК-2, ПК-16 и ПК-10. эти системы путем постановки ложных целей защищают корабли от ракетного оружия противника. Институт так же демонстрировал авиационные 80- и 122-мм неуправляемые снаряды и средства противодействия системам высокоточного оружия «Пурга» для использования с бронетехники и с земли различных массо-габаритных характеристик.
Полно на Салоне было представлено радиоэлектронное и навигационное вооружение. Интересны предложения и особенно натурные образцы по РЛС типа «Фрегат» и «Позитив», некоторые образцы демонстрировались впервые. Для более динамичного показа станции включались на круговое вращение. Московское предприятие «Салют» предлагает несколько вариантов РЛС «Фрегат» и «Подберезовик», которые отличаются диапазоном частот, числом каналов, дальностью действия, массо-габаритными характеристиками и мощностью излучения. Калужский приборостроительный завод «Тайфун» демонстрировал радиолокационные системы «Позитив» и «Минерал» различных модификаций, которые обеспечивают обнаружение и сопровождение воздушных и надводных целей («Позитив-МЭ1 и МЭ1.2») и загоризонтное целеуказание ракетному оружию («Минерал-Э и МЭ»). Это же предприятие осуществляет изготовление берегового ракетного комплекса «Бал-Э».
Для обеспечения судовождения в ночных условиях УОМЗ предлагает гиростабилизированную оптико-электронную систему ГОЭС-321М. Первоначально система была предназначена для использования с вертолетов, она была доработана совместно с ЦКБ «Алмаз» по требованиям ВМФ.
После трагедии с атомоходом «Курск» большое внимание стало уделяться, я на это надеюсь, системам безопасности и спасения экипажей кораблей и летательных аппаратов. НПО «Искра» совместно с МВЗ им. М.Л.Миля прелагает систему аварийного приводнения вертолетов, которая имеет международный сертификат качества и отмечена несколькими золотыми и серебренной медалями международных выставок в Брюсселе, Женеве, Париже и Москве. Система может использоваться на вертолетах Ми-8, Ми-17, Ми-171, Ми-38 и других. Безопасную посадку самолетов в условиях ограниченной видимости или при ее полном отсутствии может обеспечить РЛС «Видимость», разработанная в ОАО «НПП «Радар ММС». Дальность обнаружения асфальто-бетонной ВПП обеспечивается на дальности 3-5 км. Для пилотирования вертолетов в условиях плохой видимости или в темное врем суток УОМЗ создал турельную оптико-электронную систему ТОЭС-520. В отличие от гиростабилизированных систем линия визирования не стабилизирована, а привязана к строительной оси вертолета.
В НИИ телевидения для проведения спасательных работ на глубинах до 1000 м создан телевизионный комплекс обитаемого спасательного аппарата. Он предназначен для получения визуальной информации и обеспечивает наведение и стыковку спасательных средств с аварийными подводными аппаратами.
Очень хотелось увидеть корабельные артсистемы при ведение стрельбы на полигоне. Тем более что в рамках Салона были запланированы такие стрельбы на Ржевском полигоне. На Ржевке демонстрировалось пять артсистем: АК-130, АК-100, А-190, АК-176М и АК-630М, калибра от 30-мм до 130-мм. Но в результате получилась вообще отдельная история, которая в целом очень снизила мои взгляды по Морскому салону.
Вначале был ажиотаж, строгий режим секретности. Затем, 27 июня, пообещали журналистам поезду на полигон, была запись на автобус, но в результате это мероприятия провалили организаторы. Попали как всегда только самые «блатные» журналисты и официальные иностранные делегации. Над остальными СМИ просто поиздевались, утром их держали несколько часов практически под арестом у ворот полигона из-за общей неразберихи или отсутствия необходимых документов. Так ни кто этого до конца и не понял. Затем, уже днем, цинично сорвали вторую поездку в тот же день. Не хочется в деталях описывать всю эпопею, придется поверить мне на слово. Но ощущения были просто не приятные, как будто тебе в лицо плюнули. И в результате, что мы видим уже вечером этого дня по телевидению, орудия и стрельбы показали, опубликованы уже и фото с полигона в газетах. Значит, все-таки секрета нет, а что же есть? Я думаю откровенное не уважение к СМИ, а в результате просто к гражданам своего государства и не только к ним. Лично мне за то, что произошло со Ржевкой очень обидно. В том числе и потому, что многократно был на «Арсенал» (одном из разработчиков и изготовителе этих установок) и на самом полигоне.
Но вернемся к «светлому» или скажем позитивному. На Салоне представлялись 100-мм корабельные артустановки АК-100 (разработчик КБ «Арсенал», изготовитель – завод «Арсенал») и А-190Э (разработчик ЦНИИ «Буревестник», изготовитель – завод «Арсенал») моделями. Их дальность стрельбы свыше 20 км, скорострельность 45-80 выстр./мин. Так же на Салоне была показана модель самой мощной отечественной корабельной 130-мм артустановки АК-130, созданной в КБ «Арсенал». Такие системы установлены на крейсерах проекта 11442, 1164, БПК проекта 11551, эсминцах проекта 956 (можно было увидеть в «живую»). Малокалиберные артсистемы представлялись Туламашзаводом, были показаны 30-мм АК-306 и АК-630М. Обе установки разработаны в КБ приборостроения. Ими оснащено большинство кораблей отечественного ВМФ, что было видно при осмотре кораблей. ЦНИИ «Буревестник» продемонстрировал 76,2-мм салютную пушку СП-1М, которая является полуавтоматической системой. Она устанавливается на всех классах кораблей. Обычно для подачи салютов использовались 45-мм обычные пушки.
КБ Точмаш для кораблей малого водоизмещения предлагает ракетно-артиллерийскую систему «Пальму», где используется боевой модуль с двумя шестиствольными артустановками и двумя пакетами по четыре ракеты. Там же показана ракетная система «Сосна-Р»,23-мм зенитная установка ЗУ-23М1, зенитно-ракетный комплекс «Стрела-10М4» и в первые боевая лазерная система. «Оборонительные системы» демонстрировали ЗРК «Печера-2М», были на Салоне и другие ЗРК, корабельного и наземного базирования, разработки НПО «Альтаир» и концерна «Алмаз-Антей».




Широко на Салоне было представлено минно-торпедное вооружение ВМФ. Здесь участвовали основные разработчики и изготовители этого вида оружия. ЦНИИ «Гидроприбор» демонстрировал: 533-мм универсальную тепловую телеуправляемую самонаводящуюся торпеду ТТ-1, 400-мм малогабаритную самонаводящуюся электрическую торпеду «Латуш», 324-мм авиационную тепловую самонаводящуюся торпеду ТТ-4, 534-мм универсальную электрическую телеуправляемую самонаводящуюся торпеду ТЭ-2, 400-мм авиационную противолодочную торпеду УМГТ-1МЭ, донные и противолодочные мины. Завод «Двигатель», на котором я, кстати, был на технологической практике, предлагает на экспорт: 533-мм телеуправляемую противолодочную электрическую самонаводящуюся торпеду ТЭСТ-71МЭ с унифицированной системой самонаведения «Керамика» (ТЭСТ-71МКЭ), 533-мм телеуправляемую универсальную электрическую самонаводящуюся торпеду ТЭСТ-71МЭ-НК, подводное самотранспортирующее средство доставки водолазов «Сирена-УМЭ». Предприятие «Регион» предлагает: противоторпедную систему «Пакет-Э», подводную скоростную ракету «Шквал-Э», авиационную противолодочную ракету АПР-3Э, другую продукцию. Машиностроительный завод им. С.М.Кирова предлагает 533-мм универсальную тепловую торпеду УТТ-2000 «Пеликан» и модернизацию 533-мм тепловой торпеды 53-65КЭ (вариант 53-65КМЭ), мобильную донную мину «Омуль», береговой торпедный комплекс. Обеспечение управлением торпедной и бомбометной стрельбой осуществляется системой «Пурга», которая создана в ЦНИИ «Гранит».
Были на Салоне и интересные технические и технологические разработки. Как стало ясно, КБ «Арсенал» работает над созданием систем автономного комплексного энерготеплоснабжения на основе двигателя Стирлинга. Там создан экспериментальный комплекс энергообеспечения, объединяющий установку газификации древесных опилок (разработка Центра Келдыша) и энергоустановку с электрической мощностью 2,5 кВт (разработчик КБ «Арсенал»). Сейчас уже разработан проект энергоустановки ДС-15, вырабатывающей 15 кВт электрической энергии и 45 кВт тепловой.
Впервые на Морском салоне была представлены судоремонтные предприятия и организации ВМФ, среди них: Кронштадтский морской завод, основанный в 1858 году, Отдельное конструкторско-технилогическое бюро №172 (ОКТБ-172) Черноморского флота, 10 судоремонтный завод в Полярном, Северо-Восточный региональный центр по ремонту и утилизации вооружения и военной техники ВС РФ из г. Вилючинска, 30 Судоремонтный завод из Приморского края, 178 Судоремонтный завод г. Владивосток, 51 ЦКТИС и др.
В рамках Салона проводилась Международная конференция «Военно-морской флот и судостроение в современных условиях», ее устроителем был ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова. На ней выступали ведущие отечественные и зарубежные специалисты, прозвучало много докладов о технологиях судостроения и развитии кораблестроения в XXI веке. Были интересные выступления отечественных и зарубежных ученых и специалистов. Стало ясно, что за рубежом хорошо продвинулись в моделировании процессов качки кораблей. В тоже время отечественные ученые плодотворно работают над технологиями скрытности кораблей, которые часто называют «стелс», другими проблемами современного судостроения.
Исторический раздел в экспозиции готовили наши крупные военно-исторические музеи: Центральный военно-морской музей (ЦВММ) и Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС), более известный как Артмузей. Здесь явно не хватало натурных образцов военно-морской техники прошлых лет, но для ликвидации этого пробела работники ЦВММ в дни работы Салона приглашали бесплатно посетить свой музей
Издательские дома и средства массовой информации не остались в стороне, они широко освещали события Салона и подготовили много специализированных изданий: отдельных журналов, каталогов, справочников, плакатов, календарей, другой печатной продукции.
Вот, например Украина от души порадовала, на Салоне распространялся журнал Defense Express №6-2003 по экспорту оружия и оборонному комплексу Украины. В нем приведен обширный материал по экспорту судостроительной промышленности Украины, приведены справочные данные по изготавливаемым там кораблям и судам. Дана статья по новому российскому корвету, сравниваются СКР «Гром» (пр. 12441) и корвет «Стерегущий» (пр. 20380). Приводятся продольные разрезы и внешний вид двух этих кораблей.
Издательский дом «Военный Парад» для Салона подготовил книгу «Вооружение и военно-морская техника России» на русском и английском языках. Здесь информация от водолазных костюмов до экспортных вариантов ПЛ и надводных кораблей. Вышел так же специальный номер журнала «Военный Парад».
Издательский дом «Оружие и технологии» в канун Салона выпусти очередной том своей энциклопедии по кораблям и судам России. Много на Салоне было печатной продукции издательских домов «РА Интервестник» и ARMS-TASS (появился новый двух язычный журнал NSN – Новости морского салона №1). «Зеркало Санкт-Петербурга» выпустило специальный номер «Морской парад». «РА Интервестник» провел презентацию книги А.Фомина «Су-33. Корабельная эпопея», где выступали известные люди от промышленности и ВМФ. От всех этих материалов голова идет кругом, на анализ и обработку уйдет много времени.
ФГУП «Рособоронэкспорт» специально предназначенное для экспорта российского оружия за рубеж считает, что в сфере морских вооружений наибольшим экспортным потенциалом обладаю следующие системы: малошумные подводные лодки проекта 877ЭКМ и 636, оснащенные ракетным комплексом «Клаб-С»; подводные лодки четвертого поколения «Амур-950» и «Амур-1650»; семейство малых подводных лодок прибрежного действия типа «Пиранья»; эсминцы проекта 956Э; фрегаты проектов 11356, 11541 и 11661; семейство корветов, включая новейший проект 20382 (для отечественных ВМФ с 2001 года на Северной верфи ведется постройка серии из 20 кораблей проекта 20380 типа «Стерегущий»); МРК проекта 1239; десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» и 12061Э «Мурена»; ракетные катера проекта 12421 и 12418 «Молния»; патрульные катера 20910 «Чилим», 12150 «Мангуст», 12200 «Соболь», 14310 «Мираж», 10410 и 10412 «Светляк»; ракетные комплексы «Москит», «Клаб», «Яхонт», «Уран» и др.; зенитно-ракетные, артиллерийские и противолодочные комплексы.
Впервые ФГУП «Рособоронэкспорт» подготовила к Салону экспортный каталог по морским вооружениям. В нем приведена информация по семи проектам подводных лодок и подводным аппаратам, 17 боевым надводным кораблям, морскому оружию, некоторым перспективным проектам. Всего в Каталоге находится описание 90 образцов военно-морской техники и вооружений. Но как оказалось, все-таки это далеко не полное издание и его следует развивать.
Как обычно на международных выставках, было много руководителей министерств, ведомств, предприятий и организаций. Хочется перечислить только некоторые фамилии, это И.Клебанов, В.Поспелов, В.Матвиенко, В.Куроедов, В.Кравченко, М.Дмитриев и др. В последний день работы Салон посетил глава правительства М.Касьянов.
Что хочется сказать в заключение, очередная галочка поставлена – мероприятие проведено! На самом деле, мне не удалось увидеть стержня, имеется в виду целостность замысла. При многих положительных моментах всей экспозиции на лицо не равнопрочность разделов и отдельных экспозиций, не доработка в единой политики и координации.
Как мне кажется, можно было бы демонстрировать на Салоне гораздо больше натурных образцов, что явно украсило это событие, например береговой арткомплекс «Берег», противодиверсионный комплекс «Дамба», вертолеты морской авиации и их вооружение, технику береговых войск и морской пехоты, образцы комплексов ПВО, бронетехнику и другие системы. Привлечение структур и полигонов Ленинградского военного округа могло значительно расширить рамки мероприятия, показать боевые возможности многих видов вооружения.
Теперь остается с нетерпением ждать нового Международного военно-морского салона, надеемся, что ошибки и недостатки 2003 года будут учтены и по возможности сведены к нулю.



МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ САЛОН
МВМС-2003 (ФОТО) ФОТОАЛЬБОМЫ

ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ,ОБЩИЕ ТЕМЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВИДИО АРХИВ НОВОСТЕЙ ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
_ _ _ _ _ _ _ _ _

© А.В.Карпенко 2009-2014/A.V.Karpenko 2009-2014 Яндекс.Метрика
PageRank Яндекс цитирования