РАКЕТА МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-73 (К-73)



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ ПО ОРУЖИЮ И ВООРУЖЕННЫМ СИЛАМ
СОБЫТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. МУЗЕИ
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА,СОБЫТИЯ
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ВИДИО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
АРХИВ НОВОСТЕЙ/NEWS ARCHIVE
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ВТС «БАСТИОН»

ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
КОНТАКТЫ/CONTACT

Рассылки Subscribe.Ru
Оборонно-промышленный комплекс, новости, история, развитие
Подписаться письмом



РАКЕТА МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-73





Разработка ракеты начата в 1974 году. Ракеты семейства Р-73 относятся к ракетам класса "воздух-воздух" третьего поколения. Первая ракета в мире с аэрогазодинамическим управле¬нием в полете. Ракета обеспечивает эффективное ведение ближнего высокоманевренного воздушного боя в простых и сложных метеоусловиях, в любое время суток с любых направлений, на фоне земли, при активном противодействии противника. Она предназначена для поражения любых воздушных целей в диапазоне высот от 20 метров до 20 километров как в задней полусфере, так и на встречнопересекающихся курсах.
Ракета Р-73 создавалась на базе концепции ракеты Р-60 с ТГСН ограниченной ракурсности, бескрылой аэродинамической схемы с чисто газодинамическим управлением. После проведения дополнительных исследований по ракетам ближнего маневренного боя был доработан проект ракеты Р-73, которую оснастили всеракурсной малогабаритной тепловой ГСН повышенной чувствительности, которая обладала широким полем зрения и высокой скоростью слежения за целью, при этом была увеличена масса и габариты ГСН.
В проекте ракеты 1976 года пришли к традиционной схеме с крылом и комбинированным аэродинамическим управлением. В 1977 году, после смерти главного конструктора М.Р.Бисновата, разработкой проекта занималось НПО "Молния", под руководством генерального директора Г.Е.Лозино-Лозинского. Отработка головки самонаведения проводилась с октября 1978 года на летающей лабаратории ЛЛ-124, созданной на базе самолета Ту-124. Для пусков ракеты Р-73 с 1979 года использовалась другой самолет летающая - лаборатория №123 на базе истребителя МиГ-23МЛ, выполнено восемь полетов с ракетами Р-73 и три пуска ракет. В 1980 году проведены пуски ракет с МиГ-23МЛ по воздушным мишеням МиГ-174. В 1981 году ракетой Р-73 с опытного самолета МиГ-29 (№919) была сбита первая воздушная цель - воздушная мишень МиГ-21. В 1982 году группа специалистов и работы по ракете Р-73 были переведены на работу в МКБ "Вымпел", где и были завершены работы по ракете. Ракета была принята на вооружение как Р-73 Постановлением от 22 июня 1984 г.
Ракета создавалась для обеспечения превосходства над истребителями противника в ближнем маневренном бою, где необходимо было иметь разворот в направлении на цель сразу после пуска с углами атаки до 40 градусов. Ракета Р-73 выполнена по аэродинамической схеме «утка» (рули расположены перед крыльями) с применением стабилизирующих элеронов (на крыльях) и несущих ребер перед рулями, с Х-образным и симметричным расположением крыльев и рулей. Состоит из шести отсеков соединенных между собой с помощью стыков байонетного типа и фланцевых стыков (на стыках первых и последних двух отсеков). Снаружи в носовой части ракеты установлены измерительные датчики углов атаки. Два руля в каждом канале управления кинематически связаны между собой и работают в паре от одного рулевого привода. Наряду с аэродинамическим управлением с помощью примененных на ракете интерцепторных устройств реализовано газодинамическое управление.
На сопловой части двигателя установлен блок газодинамического управления интерцепторного типа, создающий боковую силу за счет отклонения его газовой струи.
При работающем двигателе управление и стабилизация ракеты по тангажу и курсу осуществляются соединенными попарно для каждого канала четырмя аэродинамическими рулями и четырьмя газодинамическими интерцепторами. После окончания работы двигателя управление и стабилизация осуществляются только аэродинамическими рулями. Стабилизация ракеты по крену осуществляется с помощью четырех механически связанных между собой элеронов.
На Р-73 установлена малогабаритная пассивная инфракрасная головка самонаведения (ГСН) повышенной чувствительности с глубоким охлаждением фотоприемника, которая захватывает цель на подвеске под носителем. Наведение на цель производится в упрежденную точку встречи в соответствии с методом пропорциональной навигации. Для повышения вероятности поражения целей на пересекающихся курсах в ГСН производится смещение точки наведения с сопла на фюзеляж цели.
С момента пуска ракеты автопилот обеспечивает стабилизацию и управление относительно поперечных осей с помощью рулей и газовых интерцепторов (на активном участке полета) и только с помощью рулей -на пассивном участке. Относительно продольной оси ракета стабилизируется с помощью элеронов.
Система наведения ракет обеспечивает попадание с высокой вероятностью в круг радиусом 3,5 м, соответствующий области поражения БЧ.
Ракета Р-73 имеет высокую помехозащищенность системы наведения и неконтактного взрывателя от подрыва от естественных и организованных помех.
Стержневые БЧ (для ракеты Р-73 и др.) обеспечивают поражение современных ско¬ростных воздушных целей «режущим» действием металлических стержней, уложенных в исходном положении по боковой поверхности заряда ВВ. При взрыве заряда стержни, разлетаясь в радиальных направлениях, формируют так называемое кольцо, любой участок которого, достигая цели, образует на ее обшивке и силовых элементах характерные «резы», по которым происходит дальнейшее разрушение конструкций. При прямом попадании в цель, такая БЧ наносит ей катастрофические разрушения. Опуская технические подробности, отметим, что основная задача разработчиков таких БЧ - достижение максимально возможной скорости разлета стержней («раскрытия кольца») в сочетании с максимальным радиусом кольца. По этим показателям стержневые БЧ, разработанные в ГосНИИМаш, не уступают зарубежным аналогам, либо превосходят их.
При прямом попадании ракеты в цель или при пролете вблизи нее срабатывает одно из взрывательных устройств - контактное устройство либо неконтактный актив¬ный радиовзрыватель соответственно. По их командам предохранительно-исполнительный механизм подрывает стержневую боевую часть (БЧ), которая поражает цель.
На Р-73 установлен однорежимный ракетный двигатель твердого топлива. Источником автономного электропитания являются тепловые электрические батареи постоянного тока. В качестве рабочего тела рулевых приводов, привода элеронов и интерцепторных устройств используется горячий газ, образующийся при горении шашки порохового аккумулятора давления (газогенератора).
Ракеты Р-73 подвешиваются на авиационные пусковые устройства (АПУ) П-72, размещенные под крылом самолета-носителя. АПУ является автономной системой, содержащей всю необходимую аппаратуру и механизмы для подготовки и пуска ракеты Оно выполнено из легких алюминиевых сплавов. В нижней части АПУ размещены за¬щелка с электроклапаном и баллон со сжатым азотом для охлаждения фотоприемника ТГС, а в верхней части - электроблоки, обеспечивающие работу АПУ. Р-73К выполнена в общеклиматическом («О») исполнении и может применяться в условиях умеренного, холодного и тропического климата. Она поступает в эксплуатацию в полностью собранном и снаряженном виде в гермочехле и деревянной таре.
Применяется в системе вооружения самолетов-истребителей МиГ-29, Су-27. Помимо истребителей разработчики предлагают использовать ракету Р- 73 с ударных самолетов и вертолетов. Проводились работы по оснащению вертолетов Ми-24 ракетами Р-73.
Целеуказание ракете Р-73 осуществляется от различных прицельных устройств, включая нашлемные прицелы.
Для тренировки личного состава создана учебная ракета Р-73УТ и имитатор УЗР-73. Впервые ракета Р-73 открыто продемонстрирована была в 1989 году на выставке "Ходынка-89". Ракета непрерывно модернизируется, созданы варианты Р-73Э (экспортный), Р-73М (РМД-2), Р-73Л с лазерным взрывателем, Р-74М, Р-73А и другие.
На Мосаэрошоу-97 была представлена ракета К-74МЭ с максимальной дальностью 40 км, оснащенная новой ГСН с углом прокачки, увеличенным до 120°. Заявлено, что ракета проходила испытания с 1994 г. и готова к серийному производству.
Ремонт ракет типа Р-73 (Р-73К) осуществляется на Борисоглебском 711-м авиаремонтном заводе МО РФ и Тбилиском авиазаводе.
Ракета Р-73 и ее модификации поставляются в более чем 20 стран мира. Вместе с истребителем МиГ-29 ракета Р-73 поставлялась в Малазию.
В 1995 году было проведено три встречи представителей американской авиационной фирмы "Макдоннелл Дуглас" с представителями МКБ "Вымпел" по поводу оснащения истребителей F-15 и F/A-18 ракетами Р-73Э. Американские эксперты считают, что миллиарды долларов, потраченных на развитие техноло¬гии от F-4 до F-15, могут быть сведены на нет в ближнем бою с противником, имеющим ракеты, реализующие ошибки прицеливания, и нашлемное прицельное устройство. Этот вывод подкрепляется исследованиями нескольких прошедших лет. “Мы проводили имитацию ближнего боя F-15 с ракетами AIM-9M против необходимые ма¬невры. МиГ-29 с ракетами АА-11, - сказал Юджин С.Эдам -член совета фирмы Мак Доннел Дуглас, - летчик МиГа мог захватывать цели в 30 раз эффективнее, чем F-15. МиГ имел подавляющее превосходство”.
А.В.Карпенко (ВТС «БАСТИОН»)
Модификация К-73Э К-74МЭ
Длина, м
Диаметр, м
Размах крыла, м
Размах рулей, м
Масса, кг
Масса БЧ, кг
Тип БЧ
Двигатель
Высота цели, км
Перегрузка цели, g
Макс. дальность стрельбы в ППС, км
Мин.дальность стрельбы в ЗПС, км
Система наведения
Угол зрения ГСН, °
Угол прокачки координатора ГСН, °
2,9
0,17
0,51
0,38
105
47
8 кг, стержневая
РДТТ с УВТ
0,02-20
до 12
30
0,3
всеракурсная инфракрасная
±45
±75
2,9
0,17
0,51
0,38
105
47
8 кг, стержневая
РДТТ с УВТ
0,02-20
до 12
40
0,3
всеракурсная инфракрасная
±60
±75


ДЕНЬ ВВС - ПУШКИН 2001 ГОД, 2001 г. ФОТОРЕПОРТАЖ
Фотографии А.В.Карпенко.





РАКЕТА МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-73 КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ»

ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ,ОБЩИЕ ТЕМЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВИДИО АРХИВ НОВОСТЕЙ ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
_ _ _ _ _ _ _ _ _

© А.В.Карпенко 2009-2014/A.V.Karpenko 2009-2014 Яндекс.Метрика
PageRank Яндекс цитирования